Проблема мотивации
Проблема мотивации к учению на протяжении многих десятилетий не теряет своей актуальности. Успехи в любом типе деятельности во многом определяются наличием мотива достижения, то есть стремления добиваться положительного результата и улучшать прежние. Проблема формирования мотивации учения у учащихся дополнительных образовательных учреждений считается наиболее актуальной в образовательном процессе, так как без нее не достичь высокого результата в обучении, и дети покидают кружки, не имея успехов и мотивации к их достижению. Формирование мотивации – это проблема, лежащая на границе воспитания и обучения, являясь одним из наиболее значимых аспектов в современном обучении. То есть педагог должен уделять внимание не только осуществляемому ребенком учению, но и происходящему в процессе учения развитию личности ученика.
Успех любого типа познавательной деятельности в значительной степени зависит от мотивации на ее выполнение.
Мотивация – это активное состояние структур мозга, которые побуждают человека к совершению действий, направленных на удовлетворение собственных потребностей.
Образовательная мотивация представляет собой систему факторов, которыми обусловлена учебная деятельность и поведение учащихся.
В педагогике выделена внешняя и внутренняя мотивация. Чтобы создать внешнюю мотивацию на развитие ребенка в кружке дополнительного образования, педагог должен иметь целый арсенал средств обучения, которые способствуют развитию интереса учащихся к выполняемой деятельности.
Формирование внутренней мотивации – это гораздо более сложная проблема, однако именно она позволяет создать базу для успешного продвижения от незнания к знанию.
Формирования мотивов учения – это процесс создания в учреждении образования условий, способствующих проявлению внутренних побуждений к учению у учащихся и дальнейшее саморазвитие ими собственной мотивации в некоторой области. При этом педагог должен стимулировать развитие сферы мотивов учеников посредством системы психологически продуктивных приемов.
Формирование мотивации не ограничивается закладыванием готовых мотивов и целей в голову ученика, а включает также создание для него таких условий и ситуации, где он сможет проявить свою активность, где желательные мотивы и цели могут складываться и развиваться, учитывая и прошлый опыт, и индивидуальность, а также внутренние стремления самого учащегося.
Мотивационная сфера
Мотивационная сфера ребенка включает:
- потребности, то есть состояние потребности человека в наличии определенных условий, которых ему не хватает, чтобы полноценно существовать;
- мотивы, являющиеся побуждением к деятельности, то есть то, для чего ребенок занимается тем или иным типом деятельности;
- цели – желаемый результат деятельности.
Каждую потребность можно реализовать во многих мотивах, а каждый мотив можно удовлетворить различной совокупностью взаимосвязанный целей, достигаемых последовательно. Также побудителем поведения человека могут выступать желания, интересы и намерения.
Выделяют познавательные и социальные мотивы. Если у ребенка в процессе обучения преобладающей является направленность на другого ученика, то это проявление социальной группы мотивов. Познавательные и социальные мотивы реализуются на нескольких уровнях. Выделены широкие познавательные мотивы, то есть ориентация ребенка на овладение новыми знаниями – фактами, закономерностями и явлениями; учебно-познавательные мотивы – ориентация ребенка на усвоение способов добывания знаний; мотивы самообразования – желание ребенка приобретать дополнительные знания и выстраивать на их основании программу самосовершенствования.
Социальные мотивы имеют следующие уровни:
- широкие социальные мотивы – ответственность, осознание социальной роль учения;
- узкие социальные мотивы – стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими людьми и получить одобрение с их стороны;
- мотивы социального сотрудничества – ориентирование на различные способы взаимодействия с другими людьми.
Выделяют несколько этапов формирования мотивации, реализуемые на отдельных этапах занятиях:
- этап вызывания исходной мотивации – педагогу необходимо опираться на мотивы предыдущих успешных достижений, стараясь усилить непроизвольные мотивы удивления и любознательности.
- этап подкрепления и усиления возникающей мотивации – при этом необходима ориентация на познавательные и социальные мотивы. Например, можно постараться вызвать интерес к нестандартным заданиям, для решения которых необходимо проявить творческий подход. Этот важен, так как мотивацию, выработанную на первом этапе необходимо закрепить.
- этап завершения формирования мотивации – у каждого ребенка к концу занятия должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение. Главное в этом вопросе – усилить оценочную деятельность детей в сочетании с отметкой преподавателя. Важно показывать детям их слабые места, чтобы они могли сформировать адекватное представление о своих возможностях. Это поможет сделать их мотивацию более действенной и адекватной.
Все это объясняет, почему развитие мотивации к учебе у учащихся – это центральная методическая проблема.