Модульное обучение — это один из способов организации образовательного процесса, основанный на блочно-модульном представлении учебной информации.
Сущность модульного обучения
В настоящее время многие отечественные ВУЗы применяют новую технологию обучения, направленную на повышение эффективности образовательного процесса – технологию модульного обучения.
Модуль – это базовая учебная единица целостной и логически структурированной программы обучения по конкретной дисциплине (предмету, курсу).
Модуль включает в себя необходимые дидактически и логически завершенные самостоятельные разделы теоретического (лекционного) и практического курсов, необходимую учебную и методическую литературу, а также блоки, содержащие задания по контролю усвоения учебного материала.
Каждый модуль имеет определенную цель, установленную в соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы ВУЗа.
Необходимо отметить, что технология модульного обучения, в отличие от традиционной значительно меняет роль педагога, как одного из элементов целостной педагогической системы. Это связано с тем, что технология предоставляет студентам определенную самостоятельность в выборе образовательных целей, его содержания, методов, средств и форм учебной деятельности.
Таким образом, в рамках модульного обучения педагог и студент становятся полноправными участниками образовательного процесса, заинтересованными в результативности обучения и достижении желаемого результата.
Технология модульного обучения, предоставляет студентам ВУЗа возможность совместно с преподавателем определить наиболее подходящий темп обучения, позволяющий эффективно усваивать учебные модули и блоки. Задача преподавателя создать необходимые условия для самоуправления студентом процессом обучения, выбор наиболее оптимальной доли собственного участия в нём.
Таким образом, модульная технология обучения в ВУЗе, позволяет решить многие проблемы, стоящие перед высшей школой в настоящее время, усовершенствовать процесс обучения, сделать его более доступным и понятным как для студентов, так и для преподавателей.
Характеристики модульного построения процесса обучения в ВУЗе
Модульное построение процесса обучения, практически в любом отечественном ВУЗе, предусматривает использование следующих современных концептуальных материалов:
- Характеристика методики модульной системы обучения, разработанная на базе МГУ им. М. В. Ломоносова
- Ряд нормативных образовательных документов, разработанных ведущими отечественными ВУЗами (РГПУ, РЭА)
- Материалы на тему модульного обучения в ВУЗе, представленные в виде исследований Ю. Б. Васеневым
Учебный модуль представляет собой часть учебной дисциплины (курса), отличающейся точной ориентацией на достижение конкретной цели с описание учебной нагрузки, технологии обучения, процедур аттестации, критериев оценки уровня усвоения учебного материала, а также особенности взаимодействия преподавателя и студентов.
Структура учебного модуля зависит от его места и назначения в образовательной программе ВУЗа, в нее входят:
- Теоретическая и практическая подготовка по учебному курсу (дисциплине)
- Самостоятельная и внеаудиторная работа студентов
- Практика (ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная и т.п.)
- Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов
- Различные виды аттестации: текущая, промежуточная, по модулю
В том случае, если объем учебной дисциплины достаточно большой и не может уместиться в один учебный модуль, его разбивают на несколько модулей.
Учебные модули оканчиваются аттестацией, а некоторые в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом – итоговой государственной аттестацией.
Реализация модульной организации образовательного процесса
ВУЗы, которые осуществляют реализацию модульного обучения, обеспечивают:
- Необходимую методическую разработку и корректировку программ модулей, учебных дисциплин и курсов
- Определение наиболее эффективных методов и форм обучения
- Разработку и внедрение необходимого учебного и методического обеспечения образовательного процесса
- Разработку эффективных заданий для самостоятельной работы студентов
- Определение критериев и способов контроля за самостоятельной работой студентов
- Осуществление необходимого руководства за самостоятельной работой студентов посредством организации консультаций
Модульное обучение предусматривает предоставление студентам возможности самостоятельно выбирать учебные модули. Так, помимо обязательных для изучения и освоения модулей учебных дисциплин, существуют вариативные модули, которые студенты изучают самостоятельно. Задачей преподавателя является оказание студенту необходимой помощи и поддержки в выборе и освоении модулей.
Функции студентов при обучении в ВУЗе по модульной системе заключаются в самостоятельном освоении учебной программы посредством изучения учебных материалов.
Основные требования и подходы, предъявляемые к разработке учебного модуля:
- Семантическая самостоятельность – предусматривает соблюдение четких контуров изучаемого предмета, в рамках одного конкретного модуля.
- Целостность – представлена конкретной целостной «порцией» учебной информации, необходимой для достаточного овладения учебным материалом.
- Самодостаточность – предусматривает, что каждый модуль должен содержать только прямые, необходимые и достаточные сведения, которые позволят студенту полностью раскрыть содержание изучаемого учебного предмета.
- Наличие проблемных и установочных лекций, дающих обобщающую информацию по узловым вопросам модуля (курса).