Традиционные модели организации обучения
Модель организации образовательного процесса – это базовая программа обучения и воспитания учащихся, которая ориентирована на усвоение знаний и навыков и достижение необходимого уровня развития.
Моделирование образования помогает организовать целостный образовательный процесс в учебном учреждении. Оно основывается на построении системы взаимодействия между педагогами и учащимися, с учетом индивидуальных характеристик каждого учащегося и уровня его развития.
Грамотная организация образовательного процесса способствует повышению качества образования и его ориентации на достижение социально-значимых результатов. Каждая личность может достигнуть, необходимого ей уровня развития, развить свои творческие способности, самоутвердиться и самореализоваться.
В ДОУ модели обучения базируются на том, чтобы наполнить жизнь ребенка увлекательным содержанием, применении игровых методов в обучении, широком многообразии методов и приемов и опоре на принцип интегративного подхода в построении учебно-воспитательного процесса.
Исторически сформировались три ведущие традиционные модели организации образовательного процесса, отвечающие государственным стандартам:
- Учебная модель. Данная модель основывается на построении учебно-воспитательного процесса, путем дифференциации методов, форм и приемов обучения, отличающих друг от друга логическим устройством. Модель строится на основе авторитетной позиции педагога, который самостоятельно решает, каким образом будет происходить обучение, проявляет свою инициативу и направляет учащихся на путь оптимального освоения знаний и навыков. Эта модель проста в освоении педагогом и приносит положительные результаты в руках квалифицированного и опытного профессионала своего направления деятельности. Методички работы по данной модели помогают в организации деятельности педагогического состава учебного учреждения. Причем, методики работы отличаются по содержанию и направлениям деятельности.
- Комплексно-тематическая модель. Она базируется на постановке приоритетной темы, отражающей определенное знание и представляемое в эмоциональном и чувственном аспекте. Когда педагог проводит обучение по избранной теме, то ее усвоение, по факту, осуществляется путем организации различных видов деятельности. педагог в этом случае не имеет авторитарной позиции. Он выступает партнером учащегося и помогает ему в отыскании творческого направления развития, решения проблемы. Посредством данной модели осуществляется ознакомление учащегося с устройством окружающего мира. Однако, практическое использование данной модели в обучении является достаточно сложным и трудоемким процессом. Педагог должен проявить все свое мастерство, применить творческие навыки и обладать обширным педагогическим потенциалом.
- Предметно-средовая модель. Данная модель базируется на переносе содержания учебно-воспитательного процесса на его предметную среду. Учебно-воспитательный процесс в данном случае не носит систематического характера. Он ориентирован на развитие самостоятельных навыков, саморазвитие. Но модель достаточна проста в освоении и применении. Она не требует особых навыков от педагога и лишена каких-то дополнительных затрат.
Современные модели обучения
Современные направления развития образовательной системы предполагают применение новых моделей обучения.
В настоящее время в обучении применяется личностно-развивающий подход, который ставит на приоритетное место личность учащегося, его стремления, потребности, желания и возможности и ориентирован на развитие тех качеств личности, которые позволяют ей непрерывно развиваться и совершенствоваться, раскрываться в различных сферах и творческих направлениях.
Обучение, ориентированное на развитие личности основывается на следующих моделях.
Человекоцентрированная модель. Данная модель основывается на рассмотрении личности, наделенной свободой выбора своего жизненного пути, самостоятельно проявляющей себя в тех сферах, которые ей интересны и увлекательны, обладающей навыками самоизменения в позитивном направлении и стремящейся к личностному росту. Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы сохранить здоровье личности, как в физическом, так и в психическом плане, а также здоровый дух и возможности постоянного развития. Условия обучения должны быть ориентированы на личность и ее жизненные проблемы. Оно не должно быть простым информационным обеспечением, наделением системой знаний. Нужно обучать навыкам самоизменения и саморазвития и развивать потребность в этом.
Позиционно-дидактическая модель. Она базируется на том факте, что личность занимает конкретную позицию в своей жизнедеятельности и обществе. Она проявляет определенное отношение, как к собственному «я», так и к окружающей действительности. Образование в таком случае должно осуществляться таким образом, чтобы создавать условия для мотивации, смыслотворчества, самореализации, рефлексии личности. Это возможно, посредством создания личностно-направленной ситуации в процессе обучения. Происходит формирование субъективного опыта деятельности, когда ребенок начинает поиск проблемного момента, выявляет свои и чужие ошибки, находит им объяснение, выражает несогласие. Такая модель обучения строиться на базе диалогичности, построении взаимоотношений между педагогами и учащимися в игровой направленности и наличии жизненного контекста.
Проективная модель личностно-направленного обучения. В данной модели, организация обучения сводится не только к учету специфики личности учащегося, но и к уникальности педагога. Она базируется на том, что педагог самостоятельно разрабатывает подход в обучении, беря в учет особенности развития учащихся, содержание учебных программ и свои профессиональные навыки. В расчет берут психические особенности развития личности учащихся, осуществляется психологически приемлемое представление особенностей представляемой дисциплины и учитываются возможности и особенности педагога.