Понятие и структура педагогической методологии
Наука развивается только при условии, что она постоянно пополняется новыми фактами. Для накопления и интерпретации этих фактов требуются научно обоснованные методы исследований, которые зависят от совокупности теоретических принципов, названных методологией.
Методология - учение о принципах построения, способы и формы научно-познавательной деятельности. Научная методология характеризует компоненты исследования: задачи, объект, предмет, совокупность средств, а также формирует понятие о структуре и последовательности решения различных исследовательских задач.
Методология в педагогике - это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Данное определение объединяет две большие группы научного инструментария. Первая группа включает в себя систему методов познания педагогической реальности и представляет комплекс средств, условий, предписаний и ориентиров исследования. Вторая группа содержит принципы, средства, методы, процедуры, которые являются технологией преобразования и регуляцией педагогической деятельности.
Уровни педагогической методологии
Структура методологии представлена четырьмя уровнями:
- философским,
- общенаучным,
- конкретно-научным,
- технологическим.
Философский уровень
Содержание методологии высшего философского уровня методологии - общие принципы познания и научные категории в целом.
Фактически вся система философских знаний выполняет методологические функции. Философские направления, которые чаще всего выбираются исследователями:
- экзистенциализм;
- прагматизм;
- бихевиоризм;
- диалектический материализм;
- идеализм.
Экзистенциализм или философия существования. В рамках этого направления считается, что в человеке все способности заложены изначально и только от него зависит их развитие, а не от внешних воздействий. Воспитание представлено самовоспитанием. Объектом познания является внутренний мир человека. Ведущая роль в обучении данная философия отводит гуманитарным предметам, а в воспитании - самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию. Экзистенциальный подход обращается к изучению внутреннего мира индивида, его ценностей и смыслов, проявления внутренне обусловленной активности. На данном подходе основываются педагогические концепции, разрабатываемые в рамках образовательной гуманитарной парадигмы.
Основная идея прагматизма заключается в том, что школа должна не учить, а готовить ребёнка к общественной жизни. Соответственно приоритетными являются практические методы обучения. Важной идеей данного направления является уникальность каждого человека, что привело к возникновению педоцентризма, при котором ребёнок является центром образовательного процесса.
Бихевиоризм преследует цель улучшать поведение человека. Задача образования при этом состоит в приобщении человека к общественным нормам посредством создания условий, стимулирующих необходимое поведение, и его закрепление при помощи поощрений. На идеях бихевиоризма основываются некоторые теории организации воспитывающей среды и программированного обучения.
Диалектический материализм считает, что личность развивается в деятельности, цели образования задаются государством и обществом, все обладает причинно-следственной взаимообусловленностью. Воспитание последователи данного направления видят в целенаправленном формировании заданных качеств. Религиозная или идеалистическая философия видит в воспитании подготовку к вечной жизни. Смысл духовной жизни человека в поиске смысла жизни и своего места в этом мире, а задача педагога заключается в том, чтобы научить различать зло и добро, делать правильный выбор. Особое значение здесь придаётся нравственному воспитанию. Ярко выражен приоритет воспитания над обучением.
Общенаучный уровень
Второй уровень представлен общенаучной методологией, которая включает теоретические концепции, используемые в большинстве научных областей.
Конкретный научный уровень
Третий уровень – это конкретно-научная методология, являющаяся совокупностью принципов, методов исследования, процедур, которые используются в определенной научной дисциплине.
Методология определенной науки включает одновременно проблемы специфического характера для научного знания в данной конкретной области и, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, моделирование в педагогических исследованиях или проблемы системного подхода.
Технологический уровень
Технологическая методология представляет собой методику и технику исследования, то есть определенный набор процедур, которые обеспечивают получение эмпирического достоверного материала и его обработку для последующего включения в массив научных знаний.
На данном уровне методология имеет ярко выраженный нормативный характер.
Уровни методологии образуют систему, в рамках которой они подчиняются друг другу. Философский уровень при этом является содержательной базой любого методологического знания и определяет мировоззренческие взгляды на процесс познания и преобразования действительности.