Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования

Понятие эмпирических методов

Определение

Эмпирические познания в целом – это познания о ключевых параметрах исследуемых процессов и явлений, о многофункциональных взаимосвязях между этими параметрами, о поведении объектов.

Их можно обнаружить только в ходе практической работы, исследований и экспериментов.

Отличительной чертой эмпирического объекта считается возможность его эмоционального отражения. Последствия анализа эмпирических данных в процессе исследования выражаются не только в форме установления фактов но и в форме эмпирических обобщений.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, относятся те, которые связаны непосредственно с практикой. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение начального материала для создания психолого-педагогической доктрины.

Наиболее популярными эмпирическими методами исследования в педагогике признаются научное наблюдение, различные виды педагогических экспериментов, работа с научными прецедентами – описание полученных результатов, их классификация, систематизация, анализ и обобщение, выборочные опросы, беседа.

Виды и сущность эмпирических методов

Наблюдение

Одним из эмпирических методов психолого-педагогического исследования является наблюдение. Оно подразумевает целенаправленное, планомерное и постоянное восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования

Отличительными чертами данного исследовательского метода считаются стремление к определенной цели, планомерность и систематичность, объективность в восприятии изучаемого и его фиксации, сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Наблюдение может быть представлено в нескольких видах:

  • целенаправленное и случайное;
  • сплошное и выборочное;
  • конкретное и опосредованное;
  • длительное и кратковременное;
  • открытое и закрытое;
  • констатирующее и оценивающее;
  • неконтролируемое и контролируемое;
  • естественное и лабораторное.

Наблюдение – это с одной стороны, простой и доступный метод исследования, а с другой, весьма сложный процесс, так как можно наблюдать, но не видеть сущности и особенностей педагогических процессов и явлений. Наблюдающий записывает в протокол исключительно тогда, когда что-то напрямую или косвенно может помочь решению изучаемой проблемы.

Беседа

Беседа является достаточно распространенным методом в психологии и педагогике. Она предоставляет информацию об изучаемом явлении в закономерной форме, как от исследуемой персоны, членов изучаемой группы, так и от находящихся вокруг людей. Научное значение данного метода содержится в установлении индивидуального контакта с исследуемым объектом, возможности получить большое количество информации сразу и уточнить необходимые вопросы в форме собеседования.

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что дает возможность резко объединять и подвергать анализу полученную информацию. Неформализованная беседа ведется в более свободной форме, что позволяет поочередно ставить дополнительные вопросы, отталкиваясь от образовавшейся ситуации. В ходе неформализованной беседы, как правило, достигается более узкий контакт между исследователем и исследуемым, что содействует получению более полной и объективной информации.

Методы выборочного опроса

Данные методы психолого-педагогического исследования предполагают письменные или устные, конкретные либо опосредованные обращения изыскателя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые открывает отдельные стороны изучаемой проблемы. Такие методы используют, когда объектом исследования выступают люди - конкретные участники изучаемых процессов и явлений. Так, можно получить информацию о различных событиях и фактах, о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Существует несколько форм выборочного опроса:

  • интервью (устный опрос),
  • анкетирование (письменный опрос),
  • экспертный выборочный опрос,
  • тестирование (с предлагаемыми вариантами ответов),
  • социометрия (позволяет на базе выборочного опроса выявить межличностные отношения в группе людей).

Психолого-педагогический эксперимент

Это всесторонний метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную базу выдвинутой в начале исследования гипотезы. Он дает возможность глубже, чем иные методы, выяснить эффективность тех либо других нововведений в сфере обучения и воспитания, сопоставить значимость всевозможных причин в структуре педагогического процесса и выбрать лучшее их сочетание для конкретной образовательной обстановки, выявить требуемые условия реализации поставленных педагогических задач. Эксперимент дает возможность найти повторяющиеся, устойчивые, значительные взаимосвязи между педагогическими действиями, то есть исследовать закономерности, отличительные черты конкретного педагогического процесса.

Однако педагогический эксперимент весьма сложный метод исследования, поскольку требует от изыскателя высочайшей методологической культуры, кропотливой разработки программы и верного критериального аппарата, позволяющего фиксировать эффективность образовательного процесса.

Последствия педагогических экспериментов в психолого-педагогических исследованиях не стоит абсолютизировать. Они непременно нуждаются в подкреплении и проверке с применением иных научных методов психолого-педагогического исследования.

Дата последнего обновления статьи: 04.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot