Виды и формы самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов – это различные типы деятельности студентов, которые осуществляются под руководством, но без непосредственного участия педагога в специально отведенное для них аудиторное либо внеаудиторное время.
Иными словами, это особая форма обучения в соответствии с заданиями преподавателя, выполнение которых предполагает активную мыслительную, поисково-исследовательскую и аналитическую деятельность.
Методическая основа самостоятельной работы студентов представлена деятельностным подходом, при котором цели обучения ориентируются на формирование умения решать разнообразные типовые и нетиповые задачи, то есть на те реальные ситуации, в которых студенты должны проявлять знание конкретной дисциплины, использовать внутрипредметные и межпредметные связи.
Методически обеспечить процесс самостоятельной работы студентов – это значит составить перечень форм и тематик самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждой из них, разработать инструкции и методические указания, подобрать учебные, справочные, методические и научные литературные источники.
Структура самостоятельной работы студентов
Построение самостоятельной работы студентов предполагает следующие шаги:
- повторить пройденный теоретический материал;
- сформулировать главные вопросы темы;
- определить глубину и содержание знаний по теме, составление тезисов по заданной теме;
- упражнения, решение задач;
- анализировать выполняемую деятельность;
- приобрести умения и навыки;
- составлять вопросы по содержанию лекции.
Руководство процессом выполнения самостоятельной работы студентов осуществляют в нескольких формах:
- текущее собеседование и контроль;
- консультации;
- анализ рецензирования, оценка, корректировка выполняемых работ;
- дискуссии, эврестические беседы, мотивационные беседы;
- подвести итоги.
Этапы и приемы самостоятельной работы студентов:
- подобрать рекомендуемую литературу;
- изучить вопросы плана семинарского занятия;
- законспектировать отдельные вопросы изучаемой темы;
- составить схемы, таблицы на основании текстов лекций, основной и дополнительной литературы;
- выполнить расчеты изучаемых показателей.
Масса средств обучения в самостоятельной работе студентов, ими использовать не может. Например, методические разработки преподавателей для студентов, раздаточный дидактический материал, обзорные конспекты лекций и вопросы лекций, диафильмы, кино- и видеофильмы; сборники задач и тестов и пр.
К видам самостоятельной работы студентов относят:
- составление конспектов;
- реферирование литературных источников;
- выполнение поисково-исследовательских заданий;
- расчет экономических показателей того или иного производства;
- творческие работы: составить кроссворд, создать плакат или буклет;
- подготовка конспекта выступления на семинаре;
- подготовка сообщения, доклада, реферата и пр.
Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
Преподавателям с целью организации успешной самостоятельной работы студентов, рекомендуют соблюдать следующие правила:
- не перегружать студентов творческими заданиями;
- чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеаудиторное время;
- предоставлять студентам четкий и полный инструктаж по выполнению задания, содержащий формулировку цели задания, условий выполнения, объемы, срок, образцы выполнения при необходимости;
- осуществлять текущий контроль и учет сданных работ;
- оценивать, давать рецензии на работы, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной и творческой работы.
Также преподавателю рекомендуется использовать одну из следующих форм контроля самостоятельной работы студентов:
- презентация;
- творческая работа;
- собеседование;
- собеседование по проработанному перечню литературы.
Формы и виды организации самостоятельной работы студентов
Выделяют несколько основных, наиболее используемых форм самостоятельной работы студентов, предполагающих разную степень участия преподавателя в ее выполнении студентом.
Конспектирование – наиболее распространенный вид работы, в котором преподаватель выполняет роль проверяющего.
Реферирование литературы схоже с конспектированием, но отличается от него степенью и глубиной проработки информации из литературных источников. Преподаватель разрабатывает темы и проверяет работы, предоставляет образцы аннотаций.
Выполнение заданий поисково-исследовательского характера. Преподавателем разрабатываются задания, создаются поисковые ситуации, составляются спецкурсы и семинары, картотеки по теме. Также преподаватель проводит собеседование по проработанной литературе, составляет план дальнейшей работы, разрабатывает методику получения студентами информации.
Проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендуемой литературой. Преподаватель может предложить готовый план или предложить студентам составить собственный план по ходу лекции или в конце нее.
Участие в работе семинара: разработка конспекта, выступления на семинарском занятии, реферата, выполнение заданий. Преподавателем разрабатывается план семинара, составляется список рекомендованной литературы, проверяются задания.
Контрольная работа, выполняемая письменно. Преподаватель разрабатывает тематику контрольных работ, курсовых и дипломных работ, консультаций, руководит их выполнением, а также разрабатывает контрольные задания и проверяет их.
Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе прохождения практики. Педагоги разрабатывают задания для студентов и проверяют их.