Сущность художественного образования
Художественное образование – это процесс познания основ культуры и искусства, принятие художественного наследия своего народа и ознакомление с художественным творчеством других народов и всего человечества, овладение способами осуществления художественных работ, формирование творческих основ деятельности и существования личности.
образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Художественное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Художественное образование выступает важным направлением образовательной программы государства. Оно ориентировано на освоение учащимися культурных ценностей, их знакомство с художественным творчеством и великими произведениями художественного искусства, их создателями, мотивацию учащихся к творчеству и развитие у них навыков творческого решения обыденных задач в разных направлениях деятельности.
Художественное образование способствует формированию целостной личности, раскрытию ее творческого потенциала, закладке основ духовности, творческого созидания, раскрытию талантов, проявлению творческой индивидуальности, эмоциональному и интеллектуальному развитию личности. Это объясняет значимость художественного образования в общей системе образования, образовательной и культурной политике государства.
Успешность личностного развития, во многом, зависит от ее культурного становления и освоения художественных основ деятельности. благодаря художественному развитию, человек может развиваться духовно, саморазвиваться и самосовершенствоваться, воспринимать мир во всем его разнообразии, видеть прекрасное, чувствовать его, восхищаться и наслаждаться красотой и богатством природной и социальной среды.
В основе художественного образования заложено творчество. Творчество выступает одним из направлений психологической деятельности, направленной на создание чего-то нового, наделенного необычными свойствами и признаками. Именно новшества и их формирование связаны с активной деятельностью человека и способствуют его реализации в ней.
Художественное образование, по своей структуре, является системным процессом, состоящим из следующих компонентов:
- Целевое назначение художественного образования.
- Задачи художественного образования.
- Содержание художественного образования.
- Методы, технологии, формы и средства реализации художественного образования.
- Конечные результаты художественного образования и их анализ и оценка.
Художественное образование является открытой системой, имеющей социальную направленность т.е. оно связано с окружающим социальным пространством, подвержено его воздействию и может продуктивно функционировать только при полной открытости и связи с ним. Это объясняется тем, что основная ориентация художественного образования – раскрытие творческого потенциала учащегося. Это исключает закрытость художественного образовательного пространства.
Цели и задачи художественного образования
Современное общество предъявляет определенные требования к образовательной системе в целом и ее отдельным направлениям. Требования общества к художественному образованию сводятся к ряду целей его реализации:
- Реализация Национальной доктрины образования страны.
- Постановка культуры и искусства на важное место образовательной программы общего образования, повышение их значимости.
- Повышение значимости искусства в художественного развития в образовательной программе.
- Сохранение национальных особенностей культурного развития.
- Сохранения уникальных учреждений и особенностей организации обучения в области искусства и культуры в РФ.
Художественное образование направлено на творческое развитие подрастающего поколения. Оно позволяет ознакомить учащихся с основами художественной культуры и развить их стремление к художественному творчеству, без которого невозможно полноценное формирование и развитие личности.
Исходя, из целей художественного образования, образовательная система ставит следующие задачи, выполнение которых способствует их достижению. К ним относятся:
- Становление и развитие эстетических потребностей учащихся на всех уровнях образования;
- Создание массовой ориентации учащихся на эстетическое развитие;
- Создание условий для активизации художественной жизни социума;
- Подготовка творчески ориентированных профессионалов;
- Расширение профессионалов в области искусства и культуры;
- Повышение педагогического мастерства в области преподавания дисциплины «Искусство»;
- Сохранение и передача между поколения образовательных традиций в направлении художественного обучения;
- Приобщение граждан к сфере искусства и культуры, массовое повышение культурных потребностей;
- Развитие стремления к познанию искусства и наполнению его новыми достижениями;
- Демонстрация учащимся лучших произведений художественной культуры всех времен и народов, формирование их значимости и важности, эстетической ценности;
- Активизация нравственного потенциала культуры и искусства, его национальных особенностей и использование в качестве ориентира развития этической культуры и основ этического поведения личности, этических норм и принципов социального существования;
- Использование художественного образования, как мотиватора развития интеллектуального потенциала личности;
- Использование художественного образования как фактор раскрытия творческого потенциала личности, развитие ее творческих ориентиров деятельности;
- Развитие общих принципов культуры межнационального взаимодействия разных народов страны, через знакомство с их художественными традициями;
- Применение художественных направлений деятельности в специальной педагогике, ориентированной на развитие детей с особыми потребностями. В настоящее время активно применяются арт-технологии или методы арт – терапии, позволяющие устранить различные проблемы со здоровьем и психическим развитием детей;
- Использование художественных средств для профилактики и борьбы с различными направлениями асоциального и противоправного поведения;
- Получение художественных навыков практической деятельности разными возрастными группами и их использование для развития творческой активности населения;
- Выявление детей и молодежи с развитыми художественными способностями;
- Создание условий для полноценного и продуктивного развития одаренных, в художественной области, детей;
- Обеспечение условий для непрерывного художественного развития в системе образования.