Методика преподавания – это совокупность рациональных методов и приемов обучения и воспитания, а также специальный раздел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.
Общая характеристика методики преподавания технологии
Процесс трудового обучения, по своей структуре и содержанию, многогранен и сложен. Особенно методика преподавания технологии актуальна в настоящее время, когда перед образовательными учреждениями стоит задача по формированию у учащихся необходимого комплекса технологических, технических и экологических представлений о производстве. Это требует ответственного подхода к преподаванию технологии, подбору наиболее действенных и рациональных методов, средств и форм обучения.
Несмотря на то, что труд имеет большое воспитательное воздействие и является одним из наиболее действенных методов формирования личности ребенка, методика трудовой подготовки является относительно молодым направлением в педагогике. Профессиональная подготовка преподавателей труда осуществляется в нашей стране уже на протяжении 30 лет, по-прежнему существует ряд сложностей, которые остро стоят при решении специфических задач организации образовательного процесса. Данные сложности вызваны в первую очередь недостаточной проработкой методологии преподавания технологии.
Решение проблем и задач, стоящих перед методологией преподавания технологии способствует её быстрому развитию, как одной из отраслей педагогических науки. Это развитие находит свое отражение в успешности применения инновационных методов и средств обучения в практике общеобразовательных школ.
Характерным также является и то, что в процессе своего развития методика преподавания технологии, как и любая другая наука, прошла все этапы по решению разнообразных противоречий, отрицания старых установок и догм, а также борьбу с неправильным её толкованием и пониманием.
В настоящее время происходит искоренение понимания технологии как «узкой» дисциплины, «ломка» установки на то, что технология – это мононаука, которая является общей на всей территории нашей страны.
Современная образовательная дисциплина «Технология» формируется как самостоятельная научная область педагогики, имеющая свой предмет.
Предметом образовательной области «Технология» является содержание, методы и формы обучения учащихся посредством преобразования сырья, материалов, информации и энергии в необходимый конечный продукт.
Определение концепции предмета «Технологии», основано на проведенных ранее педагогических исследованиях, направленных на решение ряда проблем:
- Осуществление оптимизации образовательного процесса.
- Разработка теории содержания обучения технологии.
- Опора на деятельно-личностный подход в формировании и развитии личности учащихся.
- Опора на принцип систематизации в организации профессиональной подготовки обучения и индивидуальном подходе к учащимся.
- Рассмотрение трудового воспитания как интегрированного процесса.
- Включение учащихся в образовательный процесс посредством организации совместной творческой деятельности.
- Осуществление классификации профессий в зависимости от ведущего предмета труда.
- Опора на теорию функциональной природы политехнических знаний.
Данные исследования направлены на обеспечение преемственности между трудовым обучением и технологией.
Таким образом, понятие «технологии», как самостоятельной научной области достаточно широко. Технология способна интегрироваться в разнообразные дисциплины, что способствует всестороннему развитию личности учащихся, получению ими достаточно обширного комплекса знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Направления методики преподавания технологии
В методике преподавания технологии принято выделять следующие направления деятельности педагога:
Обоснование основных задач трудового воспитания детей – подразумевает необходимости в раскрытии значимости труда в воспитании и обучении детей, а также взаимосвязь используемых методов и средств преподавания, с современными тенденциями развития техники и науки.
Задачи трудового воспитания опираются в первую очередь на те потребности, которые предъявляются обществом к уровню трудовой подготовки подрастающего поколения. При этом технологию, как самостоятельную научную область принято рассматривать с двух точек зрения – как отрасль знаний и как сферу производства. В качестве отрасли знаний технология охватывает социальную и материальную сторону деятельности каждого человека. Данная взаимосвязь должна быть обязательно показана молодежи, так как именно она направлена на формирование у подрастающего поколения идеологии преобразовательной продуктивной творческой деятельности.
Обоснованность содержания учебного материала – предусматривает вычленение и выделение главного, основного из общей базы знаний, что позволит учащимся сформировать наиболее точные и ясные представления о теоретической основе и практических производственных процессах трудовой деятельности.
Методика преподавания технологии предполагает чёткую систематизацию учебного материала, последовательное превращение знаний в умения и навыки, формирование необходимого практического опыта деятельности. Все это позволяет учащимся овладеть достаточной профессиональной подготовкой.
Организация образовательного процесса – это отдельное направление методики, имеющее главенствующую роль в ней, так как определяет место педагога и учащихся в процессе обучения.
Основные принципы и способ организации образовательного процесса при преподавании технологии, имеют общие корни с преподаванием и других учебных предметов. Отличие состоит только в наличии ряда специфических факторов, к которым принято относить отбор основной формы организации работы учеников, технику безопасности на уроке, соблюдение технологической дисциплины, порядок организации рабочего места и т.д.
Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены в итоге длительной педагогической деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки.