Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика преподавания технологии

Определение 1

Методика преподавания – это совокупность рациональных методов и приемов обучения и воспитания, а также специальный раздел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

Общая характеристика методики преподавания технологии

Процесс трудового обучения, по своей структуре и содержанию, многогранен и сложен. Особенно методика преподавания технологии актуальна в настоящее время, когда перед образовательными учреждениями стоит задача по формированию у учащихся необходимого комплекса технологических, технических и экологических представлений о производстве. Это требует ответственного подхода к преподаванию технологии, подбору наиболее действенных и рациональных методов, средств и форм обучения.

Несмотря на то, что труд имеет большое воспитательное воздействие и является одним из наиболее действенных методов формирования личности ребенка, методика трудовой подготовки является относительно молодым направлением в педагогике. Профессиональная подготовка преподавателей труда осуществляется в нашей стране уже на протяжении 30 лет, по-прежнему существует ряд сложностей, которые остро стоят при решении специфических задач организации образовательного процесса. Данные сложности вызваны в первую очередь недостаточной проработкой методологии преподавания технологии.

Решение проблем и задач, стоящих перед методологией преподавания технологии способствует её быстрому развитию, как одной из отраслей педагогических науки. Это развитие находит свое отражение в успешности применения инновационных методов и средств обучения в практике общеобразовательных школ.

Характерным также является и то, что в процессе своего развития методика преподавания технологии, как и любая другая наука, прошла все этапы по решению разнообразных противоречий, отрицания старых установок и догм, а также борьбу с неправильным её толкованием и пониманием.

«Методика преподавания технологии » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В настоящее время происходит искоренение понимания технологии как «узкой» дисциплины, «ломка» установки на то, что технология – это мононаука, которая является общей на всей территории нашей страны.

Современная образовательная дисциплина «Технология» формируется как самостоятельная научная область педагогики, имеющая свой предмет.

Предметом образовательной области «Технология» является содержание, методы и формы обучения учащихся посредством преобразования сырья, материалов, информации и энергии в необходимый конечный продукт.

Определение концепции предмета «Технологии», основано на проведенных ранее педагогических исследованиях, направленных на решение ряда проблем:

  1. Осуществление оптимизации образовательного процесса.
  2. Разработка теории содержания обучения технологии.
  3. Опора на деятельно-личностный подход в формировании и развитии личности учащихся.
  4. Опора на принцип систематизации в организации профессиональной подготовки обучения и индивидуальном подходе к учащимся.
  5. Рассмотрение трудового воспитания как интегрированного процесса.
  6. Включение учащихся в образовательный процесс посредством организации совместной творческой деятельности.
  7. Осуществление классификации профессий в зависимости от ведущего предмета труда.
  8. Опора на теорию функциональной природы политехнических знаний.

Данные исследования направлены на обеспечение преемственности между трудовым обучением и технологией.

Замечание 1

Таким образом, понятие «технологии», как самостоятельной научной области достаточно широко. Технология способна интегрироваться в разнообразные дисциплины, что способствует всестороннему развитию личности учащихся, получению ими достаточно обширного комплекса знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Направления методики преподавания технологии

В методике преподавания технологии принято выделять следующие направления деятельности педагога:

  1. Обоснование основных задач трудового воспитания детей – подразумевает необходимости в раскрытии значимости труда в воспитании и обучении детей, а также взаимосвязь используемых методов и средств преподавания, с современными тенденциями развития техники и науки.

    Задачи трудового воспитания опираются в первую очередь на те потребности, которые предъявляются обществом к уровню трудовой подготовки подрастающего поколения. При этом технологию, как самостоятельную научную область принято рассматривать с двух точек зрения – как отрасль знаний и как сферу производства. В качестве отрасли знаний технология охватывает социальную и материальную сторону деятельности каждого человека. Данная взаимосвязь должна быть обязательно показана молодежи, так как именно она направлена на формирование у подрастающего поколения идеологии преобразовательной продуктивной творческой деятельности.

  2. Обоснованность содержания учебного материала – предусматривает вычленение и выделение главного, основного из общей базы знаний, что позволит учащимся сформировать наиболее точные и ясные представления о теоретической основе и практических производственных процессах трудовой деятельности.

    Методика преподавания технологии предполагает чёткую систематизацию учебного материала, последовательное превращение знаний в умения и навыки, формирование необходимого практического опыта деятельности. Все это позволяет учащимся овладеть достаточной профессиональной подготовкой.

  3. Организация образовательного процесса – это отдельное направление методики, имеющее главенствующую роль в ней, так как определяет место педагога и учащихся в процессе обучения.

    Основные принципы и способ организации образовательного процесса при преподавании технологии, имеют общие корни с преподаванием и других учебных предметов. Отличие состоит только в наличии ряда специфических факторов, к которым принято относить отбор основной формы организации работы учеников, технику безопасности на уроке, соблюдение технологической дисциплины, порядок организации рабочего места и т.д.

Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены в итоге длительной педагогической деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки.

Дата последнего обновления статьи: 23.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot