Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика преподавания русского языка как иностранного

Особенности методики преподавания русского языка как иностранного

Методика преподавания любой учебной дисциплины предполагает разработку оптимальных методов и приемов организации учебного процесса, определяемых его целевым назначением и содержанием.

При использовании в обучении русскому языку методики его преподавания как иностранного происходит изменение подходов к рассмотрению языка и его структуры. Реализуется обучение от рассмотрения функциональной роли языка к познанию его формы т.е. его устройства. Грамматика языка рассматривается в активной позиции и обучение происходит в следующих направлениях:

  • Познание языковой системы русского языка.
  • Развитие навыков использования языка в речевой деятельности: конкретных речевых ситуациях, речевом общении и взаимодействии.
  • Параллельное познание языковой культуры. Оно реализуется в ходе изучения языка, по мере освоения его грамматики и формы.
  • Воспитание речевой культуры и речевой ответственности.

Познание русского языка, как иностранного предполагает формирование навыков речевого общения. Развитие навыков общения в реальных коммуникативных ситуациях – основа практической языковой деятельности. Она предполагает формирование навыков понимания речи на русском языке, ее адекватного восприятия на слух, воспроизведение речи в устной и письменной форме.

Методика преподавания русского языка как иностранного выступает педагогической дисциплиной, изучаемой педагогами – предметниками на этапе их профессионального обучения в ходе подготовки к дальнейшему преподаванию русского языка с опорой на методику и технологию обучения иностранным языкам.

Обучение русскому языку как иностранному предполагает подготовку учащихся к реальной коммуникации.

Этапы языкового познания по методике преподавания русского языка как иностранного

Преподавание русского языка как иностранного характеризуется рядом специфических черт и реализуется в течение следующих этапов организации познания:

  1. Знакомство с составом и строением языка. Производится ознакомление учащихся с фонетикой, артикуляционными особенностями языка. Занятия реализуются в репродуктивной форме и имеют ориентацию на освоение звукового состава языка и дальнейшее формирование навыков чтения.
  2. Освоение лексики и расширение словарного запаса. На данном этапе также используется репродуктивная форма обучения, помимо того, применяются наглядные средства обучения и коммуникативный метод языкового познания. Осваиваются речевые формулы русского языка и его языковые единицы.
  3. Изучение языковой грамматики. Изучаются грамматические закономерности русского языка и формируются грамматические навыки. Учащиеся учатся составлять предложения, расставлять члены предложения по своим местам, соблюдать логические связи в предложении.
  4. Развитие орфографических и пунктуационных навыков. Осуществляется составление слов и предложений по схемам, переписывание текстов, изучение правил пунктуации и схем расставления знаков препинания, реализация выразительного чтения текстов с интонационным выделением знаков препинания, иллюстрированное представление информации и проведение орфографических и пунктуационных разминок.
  5. Освоение основ речевого этикета. Предполагается знакомство с правилами языкового общения, культурными особенностями применения языка в качестве средства общения.
  6. Формирование навыков чтения. Формируются механизмы чтения и осваиваются его различные виды.
«Методика преподавания русского языка как иностранного» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формирование языковых навыков на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному

Начальное формирование языковых навыков при применении методики преподавания русского языка как иностранного реализуется в опоре на соблюдение следующих условий языкового познания:

  1. Интенсивное формирование произносительных навыков. Реализуется фонетико-фонематическое развитие в ускоренном темпе обучения. Работа ведется и на занятиях и дома.
  2. Предварительное введение в образовательную программу вводно-фонетического курса. Как правило проводится предварительное обучение грамматическим и фонетическим основам языка, где ведущее место отводится познанию фонетики.
  3. Строгий отбор лексики. На начальном этапе языкового познания она должна быть связана с фонетикой и учитывать языковые трудности учащихся.
  4. Сохранение рационального соотношения между объемом объясняемой информации и выполнением упражнений на ее практическую отработку. Повторяемость материала и тренировка практических языковых навыков должна носить умеренный характер.
  5. Связь всех сторон языка. Имеется ввиду, взаимосвязанное развитие устной, письменной речи и навыков чтения. Это сокращает время освоения языка и способствует его рассмотрению с разных сторон.
  6. Однообразие изучаемых конструкций и лексики на начальном этапе языкового познания.
  7. Ведущая роль методов наглядности в обучении. Они активно используются в обучении и предполагают реализацию визуальной и слуховой наглядности для решения различных образовательных задач.
  8. Выбор оптимальной учебной литературы. Учебники русского языка должны отвечать содержанию образовательной программы по русскому языку на конкретном этапе языкового познания. Учебный материал, представленный в учебниках, должен быть ориентирован на создание в образовательном процессе естественной языковой среды.
  9. Приоритетное значение коммуникативных упражнений на уроках. Они должны быть представлены в большом объеме.

Следует, также, отметить, что в познании иностранных языков особое внимание отводится эмоциональному аспекту обучения. В познании русского языка этой стороне не уделяется должного внимания. Потому, методика преподавания русского языка как иностранного предполагает учет эмоциональной стороны языкового познания. Это предполагает создание увлекательной атмосферы на уроках, вариативность подачи учебной информации, организации непосредственного общения и взаимодействия педагога с учащимися.

Дата последнего обновления статьи: 13.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot