Понятие и сущность методики преподавания русского языка
Методика преподавания русского языка – это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке нескольких наук (педагогика, психология, философия, лингвистика и социальная педагогика), и определяющая принципы, методы, приемы и содержание обучения, а также закономерности усвоения знаний и умений по данному предмету.
Предмет методики преподавания русского довольно обширный и включает в себя:
- необходимый языковой материал, который должен быть освоен учащимися для получения языковых умений;
- деятельность педагога, направленная на отбор необходимого учебного материала и методов его «подачи» учащимся;
- деятельность педагога по организации учебного процесса, включающего в себя не только представление учащимся необходимого учебного материала, но и проведение диагностических методик, направленных на выявление уровня знаний и умений;
- деятельность учащихся, направленная на усвоение необходимых знаний и умений, а также выработку навыков в рамках изучаемой учебной дисциплины.
Помимо этого, в понимание предмета методики преподавания русского языка входит и ожидаемый результат обучения.
Методика направлена на изучение закономерностей формирования языковых понятий (знаний), умений и навыков в области русского языка.
Необходимо отметить, что методика, в отличие от дидактики педагогики и психологии, занимается изучением не общих закономерностей обучения русскому языку, а специфических, которые связаны с определенным языковым материалом.
Деятельность педагога и учащихся методика рассматривает как процесс взаимодействия, выраженный в совместной деятельности, которая характеризуется сотрудничеством при сохранении ведущей роли педагога.
Таким образом, методика обучения русскому языку направлена на решение прикладных задач, которые включают в себя выработку эффективных методов и приемов обучения.
Цель и задачи методики
Основной целью обучения, в соответствии с методикой, является определение места учебного предмета (русского языка) в современной системе образования, выделение его значимости и необходимости для подрастающего поколения.
Решение образовательных задач в рамках методики преподавания русского языка осуществляется на основании подбора наиболее оптимальных средств, которые будут эффективны в использовании в рамках классно-урочной системы. Кроме того, методика учитывает строго установленное число уроков в учебном году, объем учебного материала, утвержденного программой и учебниками.
Методика подразумевает использование всех средств и приемов преподавания, как специфических, так и общих (учебники, тетради, доска, компьютерные средства и т.д.). Все они используются не по отдельности, а комплексно.
Методика направлена на решение следующих задач:
- Зачем необходимо изучать русский язык – включает в себя постановку целей и задач обучения.
- Чему следует учить – раскрывает содержание обучения, обоснованность разработанной программы, использования конкретных учебников и рабочих тетрадей, пособий.
- Как необходимо учить – включает в себя разработку методов и приемов обучения, структуру урока и цикла учебного предмета, учебного оборудования и методических пособий.
- Как осуществлять контроль за усвоением учебного материала – определение основных методов контроля и критериев оценки.
В содержания обучения русскому языку, в соответствии с методикой преподавания, входят:
- Выбор педагогом конкретной научной концепции, на которую в дальнейшем будет опираться весь организованный им образовательный процесс.
- Подбор достаточного и необходимого терминологического и понятийного аппарата.
- Четкое определение круга знаний, умений и навыков, которым должен овладеть каждый учащийся по итогу изучения учебной дисциплины.
Необходимо так же отметить, что методы обучения, которые входят в методику преподавания, направлены не только на непосредственное обучение, но и на разработку эффективных организационных средств и форм обучения.
В настоящее время методика преподавания русского языка находится в тесной взаимосвязи с психологией, философией, лингвистикой и педагогикой.
Этапы развития методики
Основные этапы развития методики преподавания русского языка принято отмечать по вышедшим знаменательным для методики учебникам и пособиям.
Этапы становления и развития методики преподавания русского языка:
- Выход первого печатного учебника по русскому языку – «Азбука», автор Иван Федоров (1574 год). «Азбука» содержала 45 букв кирилловского алфавита, разделы по орфографии, грамматике и элементы просодии.
- Выход первого методического пособия (1783 год), автор Ф.И. Янкович-де-Мириево, один из известнейших русских педагогов. Пособие называлось «Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи».
- Становление методики преподавания русского языка (1844 год). Толчком для данного события послужило появление книги ученого лингвиста, историка и педагога Ф.И. Буслаева «О преподавании русского языка». В своем труде Ф.И. Буслаев призывает учить русский язык, так как он развивает у человека духовность. Изучение необходимо осуществлять на основании специально разработанной «методы». Первая методика была разработана самим Ф.И. Буслаевым, она опиралась на анализ народного фольклора и художественной литературы. Обучение предполагало комплексное освоение чтения, устной и письменной речи.
- Создание В.Г. Белинским учебника по русскому языку, а также издание ряда трудов, в которых он выступал против формального подхода к преподаванию русского языка. Важным В.Г. Белинский считал направленность обучения на развитие у каждого учащегося высокой речевой культуры.
- Вклад в развитие методики, такими учеными как К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Их труды были направлены на совершенствование методики обучения чтению и письму, формированию у детей правильной речи, воспитание культурной и мыслящей личности.
- Конец XIX - начало XX в. – это период расцвета методики. К этому времени целая плеяда авторов работает над составлением учебников, пособий, методических указаний и т.д., по преподаванию русского языка.