Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методическая работа по организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада

Предметно-развивающая среда и принципы ее построения в ДОУ

Определение 1

Предметно-развивающая среда – это совокупность природных и социальных средств, методического и предметного обеспечения условий ближайшего и перспективного развития ребенка в различных областях и направлениях деятельности.

Современное образование реализуется на основании реализации личностно-ориентированного подхода. Он требует создание в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды. Для этого, педагогу необходимо ориентироваться на личностное развитие каждого учащегося, его потребности, желания и стремления, уровень интеллектуального и физического развития, возрастные особенности конкретной группы.

Развивающая среда в ДОУ строится на основе учета игровых потребностей детей конкретной возрастной группы. Игровая форма деятельности является приоритетной в дошкольном возрасте. поэтому, обучение и развитие целесообразно строить путем построения предметно-игровой среды, развивающей направленности. В такой среде происходит формирование условий, которые требуются для гармоничного и полноценного развития ребенка, формирование творческих направлений деятельности и реализация условий обеспечения зоны ближайшего развития.

Воспитательный потенциал предметно-игровой среды ДОУ обусловлен следующими параметрами:

  • Формирование отношения к моральным и культурным ценностям;
  • Освоение социального взаимодействия и форм построения социальных контактов;
  • Формирование социально значимых свойств личности;
  • Способ перевода внешних отношений во внутреннюю сферу личности;
  • Удовлетворение игровых и иных деятельностных потребностей ребенка;
  • Сфера общественной и культурной деятельности;
  • Развитие творческого потенциала.
«Методическая работа по организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Построение природно-игровой среды в любой возрастной группе детского сада ориентировано на развитие у детей навыков самостоятельности и самодеятельности.

Предметно-игровая среда строится по следующим принципам:

  1. Принцип дистанцирования расположения. Расположение игрового пространства должно быть ориентировано на установление визуального контакта педагога с детьми.
  2. Принцип совместной деятельности. организация предметно-игровой среды производится путем взаимодействия детей и педагогов.
  3. Принцип динамичности. Предметно-игровая среда должна иметь возможность быть дополненной новыми предметами в любой момент, либо, из нее должны быть удалены некоторые предметы.
  4. Принцип гибкости зонирования. Пространство должно подразделяться на зоны, чтобы дать детям возможность заниматься различными видами деятельности одновременно.
  5. Принцип гендерного подхода. При формировании развивающего пространства требуется учитывать гендерные и возрастные различия детей.
  6. Принцип эстетичности. Среда должна быть приятной для визуального рассмотрения.
  7. Принцип эмоционального комфорта. Среда должна обеспечивать активизацию личностного развития каждого учащегося.
  8. Принцип открытости/закрытости. Предметно-игровая среда должна быть персонализированной для каждой возрастной группы. Кроме того, она должна развиваться вместе с детьми, преображаться и совершенствоваться по мере их развития.
  9. Принцип безопасности. Среда должна быть безопасной для ребенка, поэтому, предметы, входящие в ее состав, должны соответствовать росту и возрасту детей конкретной группы.

Цели и задачи методической работы педагогов по проектированию предметно-игровой среды

Методическая работа, ориентированная на проектирование предметно-игрового пространства в разных группах ДОУ, имеет своей целью расположение компонентов среды таким образом, что он выступает коллективным т.е. предназначен для всей группы ребят, но при этом, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и саморазвиваться, удовлетворять свои потребности.

Исходя из целевого назначения методической работы, можно выделить ее основные задачи:

  1. Освоение педагогом инновационных приемов и методик воспитательной работы с применением элементов предметно-игрового пространства.
  2. Проектирование среды на основании эстетических качеств и возможностей ее модернизации. Среда должна способствовать личностному развитию каждого ребенка, активизации его инициативы, творческой ориентации деятельности, развитию фантазии и воображения, навыков самостоятельной деятельности.
  3. Проектирование индивидуально ориентированного предметно-игрового пространства. Среда должна быть комфортной и приятной для каждого ребенка, привлекать его к взаимодействию с ней.
  4. Привлечение родителей к организации предметно-игровой среды.

<a href=Модель предметно-пространственной среды для детей 4-5 лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Модель предметно-пространственной среды для детей 4-5 лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы методической работы по построению предметно-игровой среды в ДОУ

Методическая работа с педагогами, ориентированная на построение предметно-игрового пространства реализуется в три этапа:

  • Подготовительный этап. подготовка к построению среды, посредством изучения методической литературы, учебных пособий, интернет-пространства по вопросам построения предметно-развивающей среды, с учетом возрастных особенностей развития и детей конкретной группы детского сада. Помимо этого, можно проконсультироваться с педагогами других ДОУ для перенимания опыта построения среды, посетить другие ДОУ для наглядного восприятия, посетить мастер-классы по проектированию развивающего пространства. На основании изученного материала, педагоги составляют собственный проект и дизайн предметно-игрового пространства в каждой возрастной группе ДОУ.
  • Построение предметно-игрового пространства. Происходит построение предметно-игрового пространства на основании разработанного проекта. Возможно, что среда имеется и ее необходимо преобразовать. Тогда реализуется деятельность по внесению изменений в имеющееся предметно-игровое пространство группы. Чтобы сделать среду динамичной, педагоги используют различные ширмы, жалюзи. Среда каждой возрастной группы является оригинальной. При этом, соблюдаются все принципы ее построения и учитываются особенности возрастного развития детей данной группы.
  • Заключительный этап. Проводится анализ итогов деятельности и оценивается ее успешность. Педагоги демонстрируют созданную среду родителям и детям, прогнозируют эффективность ее практического применения в воспитании, обучении и развитии детей.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot