Целевое назначение применения метода проектов в образовательном процессе
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, ориентированный на решение ими определенной проблемной ситуации через применение творческого подхода к ее решению.
Методы проектов применяются в образовательном процессе на любом уровне. Они позволяют решить ряд важных образовательных задач и создать условия для коммуникативного взаимодействия учащихся в процессе активной познавательной работы.
Проектная деятельность имеет особую форму своей реализации. Она позволяет адаптировать информацию, используемую в учебной литературе, под цели и задачи конкретного урока, сделав познание темы самостоятельным и творческим процессом.
Использование методов проектов в обучении нацелено, прежде всего, на переход от традиционного способа познания к инновационному т.е. от запоминания научной информации, накопления знаний, через простую их передачу педагогом к самостоятельному добыванию знаний и навыков деятельности, развитие умений анализировать свою деятельность и применять к решению стандартных образовательных задач оригинальные подходы.
Методы проектов дают возможность:
- Развивать у учащихся навыки самостоятельно мышления;
- Формировать умения выявления проблем и нахождения продуктивных способов их решения;
- Развивать у учащихся навыки использования своих теоретических знаний в решении практических задач;
- Формировать у учащихся видение нестандартных подходов к решению разнородных образовательных задач;
- Развивать навыки прогнозирования своей деятельности. Оно формируется при рассмотрении разных подходов к решению проблем и последствий принятие одного из них;
- Сформировать навыки установления причинно-следственных связей и зависимостей между разными сторонами развития событий, разными частями целостного механизма.
Рисунок 1. Педагогическая эффективность метода проекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данные методы способствуют развитию понимания у учащихся возможностей применения знаний в повседневной жизнедеятельности и возможности расширения своего кругозора в учебном процессе.
Таким образом, процесс обучение приобретает увлекательность и мотивирует учащихся к деятельности, что, соответственно, повышает их познавательную активность и желание самостоятельно обучаться, познавать, развиваться и совершенствовать свои знания и навыки с течением времени.
Методы проектов помогают педагогу поставить каждого учащегося в субъектную позицию т.е. он самостоятельно добывает информацию, которая ему необходима и использует свои творческие способности в учебном процессе в желанном для него виде.
Требования к применению методов проектов в реализации самостоятельной работы обучающихся
Чтобы проектные методы обучения давали конкретные результаты, а именно, способствовали развитию у учащихся навыков самостоятельной познавательной работы, требуется соблюдение ряда условий их реализации в образовательном процессе. К ним относятся:
- Выбор тем проектов интересных для конкретных учащихся т.е. темы проектов даются как отдельным учащимися, так и группам учащихся. Они должны стимулировать их интерес к деятельности, а также, быть актуальными для исследования в данный момент.
- Выбор тем проектов совместно с участниками, которые будут его реализовывать. Их мнение должно быть не просто учтено, а поставлено на приоритетное место при утверждении темы.
- Серьезность выбранной темы, ее ориентация на решение конкретных задач обучения и, при этом, ее доступность понимания и выполнения учащимися проектной деятельности.
- Выбор форм работы, тем проекта, особенностей его реализации в соответствии с возрастными особенностями развития учащихся на конкретном уровне и этапе обучения.
- Определение целевого назначения проектной деятельности. Реализация каждого проекта имеет конкретную цель. Учащиеся должны быть с ней ознакомлены и она должна быть им ясна.
- Определение структуры содержательной части проекта т.е. педагог говорит о поэтапной работе и целях, которые учащиеся должны достичь на каждом этапе деятельности.
- Опора на исследовательские технологии деятельности и алгоритм проведения исследования. При реализации проектов учащиеся должны начинать его с формулирования гипотезы, выбора методов деятельности и завершать анализом полученных результатов, их соответствия целевому назначению деятельности. В ходе реализации проектной деятельности могут быть использованы методы мозгового штурма, наблюдения, дискуссии, творческих отчетов, круглого стола.
Достоинства метода проектов при их применении в качестве средства развития самостоятельной работы учащихся
Как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся методы проектов позволяют:
- Реализовать интерес учащегося к объектам исследования;
- Развить навыки работы с разными информационными ресурсами;
- Развить навыки командного взаимодействия, сотрудничества;
- Развить навыки представления итогов своего труда, своего исследования;
- Заложить основы проведения экспериментов разного рода;
- Воспитать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
- Повысить самооценку учащихся и понимание своего место в образовательном процессе;
- Развить творческое видение окружающего мира;
- Сформировать познавательную заинтересованность и учебную мотивацию;
- Активизировать интеллектуальные силы учащихся, имеющиеся знания и опыт деятельности;
- Развить активную мыслительную работу каждого учащегося;
- Укрепить индивидуальную позицию каждого учащегося на отдельном уроке и в образовательном процессе в целом;
- Расширить кругозор учащихся;
- Углубить их предметные и метапредметные знания и навыки;
- Поставить учащегося в позицию исследователя.
Таким образом, метод проектов играет весомую роль в образовательной деятельности. Он помогает каждому учащемуся самоопределиться и самореализоваться в образовательной деятельности, достичь целей и задач образования более быстрыми темпами за счет развития навыков самостоятельного познания и мотивации к данной форме обучения.