Характеристика личностно-ориентированного подхода в образовании
Личностно-ориентированный подход – это тип обучения, при котором цели и содержание обучения, закрепленные государственным образовательным стандартом и программами обучения, приобретают личностный смысл для учащихся, развивая у них мотивацию учения.
Личностно-ориентированный подход основан на учете индивидуальных особенностей учащихся, рассматриваемых как личности со своими характерными чертами, склонностями и интересами. В соответствии с этим подходом обучение предполагает:
- самостоятельность учеников при обучении, что выражается определением целей и задач курса самими учащимися, а также выбор предпочтительных приемов обучения;
- опора на знания и опыт, имеющиеся у учащихся;
- учет социокультурных особенностей учеников и их образа жизни, поощрение стремления быть самим собой;
- учет эмоционального состояния учеников, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
- целенаправленное формирование учебных умений, характерных тем или иным учебным стратегиям;
- перераспределение ролей учителей и учеников в учебной деятельности: роль учителя ограничивается, ему присваиваются функции помощника, консультанта и советника.
Личностно-ориентированный подход как методика существует уже достаточно давно. Впервые данное понятие начал использовать К. Роджерс, говоря об этом методе обучения, как о принципиально новом. По его мнению, личностно-ориентированный подход позволяет ученику не просто обучаться, а учиться с удовольствием и получать материал, насыщенный информацией и развивающий воображение. Он подчеркивал, что обычно в образовании упор делается на интеллектуальное развитие, а не на личностное.
Принципы личностно-ориентированного подхода
Личностно-ориентированный подход основан на нескольких принципах:
- принцип вариативности – должны использоваться не однотипные и одинаковые для всех, а различные модели обучения на основании индивидуальных личных особенностей детей и их личного опыта;
- принцип синтеза – технологии, вовлекающие учеников в процесс познания и совместного действия при эмоциональном освоении мира;
- принцип старта – вовлекать детей в такую деятельность, которая им понятна и близка, но при этом предпочтительна, создавать благоприятные условия для дальнейшего изучения учебных предметов.
При этом исследователями отмечено, что при развитии личности воспитанника педагогу следует ориентироваться и на развитие его познавательной сферы, включающей ощущения, восприятие, мышление и память.
Теоретические основы личностно-ориентированного подхода
Изменения, которые стремительно протекают в современном обществе из-за перехода к новым отношениям, оказывают значительное воздействие на развитие системы образования. В современных социокультурных и экономических условиях идет перестройка практики работы всех образовательных учреждений, с ориентировкой на воспитанника как на личность, представляющую самосознательный и ответственный субъект собственного развития и субъект учебно-воспитательного взаимодействия.
Личностно-ориентированный подход в рамках гуманизации и гуманитаризации каждого звена образовательной системы выступает как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию в процессе взаимодействия с каждым учащимся и коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает необходимость оказания помощи ученикам в осознании себя в качестве цельной личности, а также выявление и раскрытие возможностей ученика, становление самосознания и осуществление личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самоутверждения и самореализации.
Личностно-ориентированному подходу характерна свобода и свободный выбор себя и своего мировоззрения, а также поступки, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, а также творчество и самоопределение. В современных условиях необходимо помогать каждому человеку выстраивать собственную личность, то есть выбирать значимые для себя ценности, овладевать определенной системой знаний, выявлять круг интересующихся проблем, осваивать способы их решения, открывать мир своего Я и учиться им управлять.
Ведущее стратегическое направление в развитии системы школьного образования в мире, на сегодняшний день, - личностно-ориентированный подход в образовании.
Личностно-ориентированный подход рассматривают сегодня в качестве обучения, которое выявляет особенности ученика-субъекта, признает самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивает педагогическое воздействие на основании субъектного опыта ученика.
К ведущим идеям личностно-ориентированного обучения относят:
- цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учеников, максимальное раскрытие индивидуальных особенностей детей;
- обучение в качестве заданного норматива познания;
- учение понимается в качестве сугубо индивидуальной деятельности отдельного ребенка, направленной на преобразование социально-значимых образцов усвоения, которые задаются обучением;
- субъективность учащегося рассматривается в качестве производной от обучающего воздействия, присущей ему изначально;
- конструирование и реализация образовательного процесса предполагает проведение работы, направленной на выявление субъектного опыта каждого учащегося и его социализацию;
- усвоение знаний из целей становится средством развития учащегося, что учитывает его возможности и индивидуально-значимые ценности.
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении возможна, только если использовать личностно-ориентированные педагогические технологии и переосмыслить профессиональные позиции педагога.