Что такое лечебная педагогика
Лечебная педагогика — это система лечебно-педагогических мероприятий, цель которых — предупреждать, лечить и корректировать различные отклонения развития, нервно-психические и соматические нарушения, которые могут приводить к стойкой инвалидизации, а также школьной и социальной дезадаптации.
Лечебной педагогикой показывается комплексное воздействие на организм и личность детей. Ее задачи — стимулировать умственное и физическое развитие, корректировать имеющиеся отклонения развития — отставание в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и прочих психомоторных функций.
Проводя лечебно-педагогические мероприятия, необходимо базироваться на сохранных функциях и возможностях ребенка.
Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь с педиатрией, детской неврологией и психиатрией, а также психотерапией и возрастной физиологией.
Основные задачи лечебной педагогики — разрабатывать специальные индивидуальные и групповые методы и программы, направленные на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики детей и их эмоционально-личностного развития.
Важнейшая задача лечебной педагогики — оказывать психотерапевтическое воздействие на детей и их семьи посредством реализации индивидуализированных программ семейного воспитания, семейной психотерапии.
На основании анализа структуры нарушений, которыми обуславливается отставание в развитии и адаптации детей к окружающей среде, лечебная педагогика может решать общие педагогические и общевоспитательные задачи, а также сугубо специфические — коррекционные, учитывая специфику аномального развития и индивидуальные особенности детей и их семей.
Основные принципы лечебной педагогики
Основной принцип лечебной педагогики — тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.
Программу педагогической и воспитательной деятельности выстраивают, учитывая общепедагогические и общевоспитательные задачи, с использованием специфических педагогических приемов и методов, которые дифференцируются на основании характера заболевания ребенка, специфики нарушенного развития, структуры ведущего нарушения, выраженности вторичных отклонений развития, общего уровня физического и умственного развития, возраста и степени социальной и педагогического запущенности и дезадаптации.
Лечебно-коррекционное воздействие должно позитивно влиять не только на ребенка, но и на всю его семью. Это особенно важно, так как в семье, где воспитывают больного ребенка, обычно формируется специфический психологический климат, особенно если члены семьи чувствуют безрезультатность или минимальную эффективность своих усилий, направленные на то, чтобы стимулировать развитие ребенка. Если же это связано еще и со снижением социального статуса семьи, чаще матери, которая ухаживает за больным ребенком, то конфликтная ситуация в семье может усугубляться. В таких случаях необходима систематическая семейная психотерапия, одно из основной звеньев которой — обучение матери специальным коррекционным приемам и привлечение ее к работе с собственным ребенком под надзором психотерапевта или педагога-дефектолога.
Важный принцип лечебной педагогики — необходимость индивидуально подходить к работе с каждым ребенком, учитывая наиболее сохранные «здоровые» нервно-психические функции, а также положительные свойства детской личности.
Еще один важный принцип лечебной педагогики — принцип соответствия. Он предполагает, что нагрузки, которым подвергается больной ребенок, должны соответствовать состоянию его здоровья, его физическим и психическим возможностям. Только при таких условиях у ребенка будет формироваться уверенность в своих силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям. Рекомендуется, на начальных этапах работы снизить педагогические требования, чтобы они соответствовали психофизическим возможностям ребенка, что поможет повысить его эмоциональный тонус.
Важнейшая задача лечебной педагогики — развивать умственные способности ребенка, а не только заниматься расширением объема его знаний и представлений об окружающей действительности.
На основании анализа структуры ведущего нарушения, которым и обуславливается отставание в развитии ребенка, лечебная педагогика предполагает решение общих педагогических и общевоспитательных задач, а также специфически-коррекционных, учитывая специфику аномального развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка и его семьи. Главным принципом лечебной педагогики выступает тесное взаимодействие лечебного и педагогического процессов.
Разрабатывая специальные методики воспитания и обучения необходимо базироваться на общих и специфических закономерностях возрастного развития в норме и при отклонениях. Также важно соблюдать ряд основных принципов методического подхода к воспитанию и обучению: создание специальных условий, чтобы обеспечить мотивационную сторону деятельности, осуществить коммуникативную направленность обучения, строго индивидуализировать обучение, разносторонне развивать в детях все продуктивные виды деятельности.
Иными словами, при выстраивании системы уроков, необходимо обращать особое внимание на обеспечение мотивационной стороны деятельности детей, формировать психологическую базу речи, развивать различные формы познавательной деятельности.