Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сравнительный анализ гуманистической и когнитивной психологии

Все предметы / Психология / Сравнительный анализ гуманистической и когнитивной психологии
Определение 1

Гуманистическая психология — это направление в западной, в первую очередь, американской, психологии. Она ставит во главу угла личность как уникальную целостную систему.

Основные положения гуманистической психологии

Гуманистическая психология использует в качестве основных предметов анализа:

  • Высшие ценности,
  • Личностную самоактуализацию,
  • Творческое начало,
  • Любовь и свободу,
  • Автономию и ответственность,
  • Здоровье психики,
  • Межличностное общение.

Гуманистическая психология становится самостоятельным течением в начале 60-х годов 20 века, выступая в качестве протеста против доминирования бихевиоризма и психоанализа в Америке. Она получает название третьей силы. Среди исследователей, которые причастны к данному направлению, можно перечислить Маслоу, Роджерса, Франкла, Бюлера и др.

Гуманистическая психология основана на таком направлении, как экзистенциализм, при этом ее манифест представлен изданием под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология». Это сборник докладов, которые были сделаны на симпозиуме в Цинциннати осенью 1959 года в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Эта Ассоциация выступала против построения психологии по образу естественных наук и пыталась доказать, что человека, который даже стал объектом исследования, необходимо изучать как активного субъекта, проводящего оценку экспериментальной ситуации и выбор способа поведения.

В 1963 году первым президентом Ассоциации гуманистической психологии, Д. Бьюдженталем было выдвинуто 5 основополагающих положений гуманистической психологии. Он говорил о том, что человек — это целостное существо, которое превосходит систему своих составляющих (по-другому говоря, индивид не может быть объяснен в ходе научного исследования его частичных функций).

В соответствии с гуманистической психологией развертывание человеческого бытия происходит через контекст человеческих отношений (человека невозможно объяснить с помощью частичных функций, в которых не принят к расчету межличностный опыт).

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одно положение гласит, что человек сознает себя. Его невозможно понять посредством психологии, которая не учитывает его непрерывное, многоуровневое самосознание. Человек обладает выбором и не является пассивным наблюдателем процесса собственного существования (сам творит свой собственный опыт).

На основании гуманистической психологии происходит построение некоторых направлений психотерапии и гуманистической педагогики. Лечебные факторы в работе гуманистического психолога и психотерапевта представлены безусловным принятием пациента, поддержкой и эмпатией, вниманием к внутренним переживаниям, стимулированием выбора и принятия решений, подлинностью.

Тем не менее, при своей очевидной простоте, гуманистическая психотерапия базируется на серьезной феноменологической философской основе и использует весьма обширный набор терапевтических технологий и методов. Основополагающее убеждение гуманистически-ориентированных специалистов состоит в том, что любой индивид содержит потенциал выздоровления. Если есть определенные условия, то он способен сам в полной мере реализовать потенциал. По этой причине действия гуманистического психолога направлены, в первую очередь, на формирование благоприятных условий для реинтеграции личности при проведении терапевтических встреч.

Основные положения когнитивной психологии

Определение 2

Когнитивная психология — это раздел психологии, который занимается исследованием когнитивных (познавательных) процессов сознания человека. Такие исследования чаще всего относятся к проблемам внимания и памяти, чувств и представлений, мышления и воображения.

Когнитивные способности людей в информационных единицах нельзя считать очень большими. Они, в соответствии с экспериментальными данными Лившица, составили 120 бит / чел. час. Когнитивный процесс в целом подчинен принципу, который Лившиц назвал «гносеологическим принципом Колмогорова». По мнению исследователя, он обладает волновой формой в нелинейных средах.

Большая часть положений когнитивной психологии относится к современной психолингвистике. В целом наука основана на осуществлении аналогии между преобразованием сведений в вычислительном устройстве и познавательными процессами человека. Таким образом, ученые выделили многочисленные структурные элементы (блоки) познавательных и исполнительных процессов (в первую очередь, памяти).

Больше всего в рамках когнитивной психологии получила распространение концепция, которая представляет психику как устройство с фиксированной способностью преобразовывать сигналы. Основная роль в данной концепции была отведена внутренним когнитивным схемам и активности организма при осуществлении познания. Когнитивную систему человека чаще всего рассматривают как систему, которая наделена устройством ввода, хранения, вывода сведений, учитывая их пропускную способность.

Сравнение гуманистической и когнитивной психологии

Гуманистическая психология в качестве основных предметов анализа рассматривает ответственность, высшие ценности, самоактуализацию, творчество и свободу личности, любовь, автономию, психическое здоровье, межличностное общение.

Среди основных позиций гуманистической психологии, являющихся общими для большинства ее школ, можно выделить:

  • Целостность человека, рассмотрение человеческой жизни как единого процесса;
  • Стремление человека по определению к самореализации;
  • Свобода выбора.

Когнитивная же психология в большей мере изучает то, каким образом человек получает информацию о мире. Она анализирует то, как данная информация представляется людьми, как происходит ее сохранение в памяти и преобразование в знания. Далее исследования посвящены тому, как данные знания влияют на наше внимание и поведение.

Замечание 1

Таким образом, когнитивная психология изучает практически все познавательные процессы, начиная от ощущений и заканчивая восприятием, распознаванием образов, памяти, формированием понятий, мышлением, воображением.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис