Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Восприятие и эмпатия в период молодости

Все предметы / Психология / Восприятие и эмпатия в период молодости
Содержание статьи

Особенности проявления эмпатии в молодости

Определение 1

Эмпатия – это возможность и способность «проникать» во внутренний мир другого человека и смотреть на окружающую действительность его глазами.

Человек, обладающий эмпатией способен определить настроение своего собеседника, «увидеть» в его словах ложь, скрытый мотив и переживания. Эмпат искренне сопереживает другому человеку, так как достаточно хорошо «чувствует» его эмоциональное состояние, при этом ему не нужно анализировать внешние признаки (мимику, жесты и т.д.).

В молодости ведущей деятельностью является общение со сверстниками, в связи с чем, возникает необходимость в овладении коммуникативными навыками. Кроме того, остро возникает потребность в общении с противоположным полом, с целью создания семьи. Именно поэтому развитие эмпатии в молодости очень важно.

Особенности развития эмпатии в период молодости связаны с эмоциональной возбудимостью молодых людей, а также тем влиянием, которое оказывает на них конкретная социальная группа (среда обитания, окружающий социум и т.д.).

В молодости для человека очень остро стоит потребность в дружеских отношениях, которые предполагают полное осмысление и признание другого человека, установление с ним интимноличностного характера взаимодействия и общения.

Замечание 1

Таким образом, значимость развития эмпатии в период молодости очень велика. Это обусловлено тем, что эмпатийные способности необходимы для успешной реализации себя в обществе, а также для комфортного общения со сверстниками и иными окружающими молодого человека людьми.

Развитие эмпатии осуществляется посредством разнообразных методов: игровые занятия, тренинги активного слушания, чтение художественных произведений и т.д.

Использование разнообразных методов по развитию эмпатии у молодых людей происходит в три этапа, на каждом из которых выделяют особенности сопереживания ситуации:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Первый этап – это проявление первых реакций на рассматриваемую ситуацию. Происходит формирование способности поставить себя на место другого человека, проанализировать возникшие у себя мысли, чувства, эмоции и поведение, в конкретной ситуации.
  • Второй этап – это этап, на котором происходит эмоциональное постижение. Молодой человек учится чувствовать себя в роли действующего лица определенной ситуации.
  • Третий этап – это рациональное постижение, которое характеризуется использованием полученной информации для полного осмысления исследуемой ситуации.

Таким образом, метод сопереживания ситуации отражает основные аспекты воздействия художественной литературы: когнитивный, аффективный и поведенческий. Чтобы молодые люди осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях, то есть необходимо развивать у них способность к эмпатии.

Восприятие в период молодости

Молодость является тем периодом, в который человек уже обладает собственным мировоззрением, в соответствии с которым он осознает собственный потенциал и возможности по достижению определенной цели. Формирование мировоззрения во многом зависит от воспитания и уровня образования человека.

От мировоззрения молодого человека, уровня его сформированности и развитости зависит восприятие окружающей действительности, восприятие происходящих ситуаций и т.д.

Замечание 2

Восприятие ситуации в период молодости – это то как, молодой человек оценивает происходящую ситуацию посредством получения информации через разнообразные органы восприятия (слух, зрение, осязание, обоняние и т.д.).

В первую очередь молодой человек ощущает ситуацию, посредством набора параметров, а затем уже на основании полученных ощущений формирует определенные действия.

Набор параметров, которые использует молодой человек, для осуществления восприятия ситуации:

  1. Приоритетный параметр – это уровень важности данного параметра для рассматриваемой ситуации. Зависит в первую очередь от внутреннего состояния человека.
  2. Маркеры ситуации – это совокупность параметров, которые в каждой конкретной ситуации имеют высокий приоритет именно для этого молодого человека.
  3. Качественная характеристика параметра – направлена на оценку параметров рассматриваемого объекта. Например, оценка осуществляется по внешнему виду предмета (цвет, форма и т.д.).
  4. Определительная характеристика – представляет собой производную от качественной и приоритетной характеристик, определяет положительные и отрицательные оценки ситуации.

Восприятие статуса является одной из важных характеристик восприятия человека человеком и определением его реального социального статуса.

В зависимости от того как воспринимается статус человека, выстраивается линия поведения и возможных межличностных взаимоотношений с ним.

В процессе наблюдения за человеком, подсознательно на основании его внешнего вида оцениваются его потенциальные возможности, формируется общая собирательная картина и устанавливается статус человека. Важным при этом является характеристика индивидуальных параметров восприятия.

К индивидуальным параметрам восприятия социального статуса человека относятся:

  1. Восприятие личности разбивается на две группы:

    • внешние параметры;
    • внутренние параметры.
  2. Восприятие положения, занимаемого человеком в обществе:

    • имущественное,
    • должностное,
    • профессиональное и т. п.
  3. Восприятие окружения - устанавливаются уровни приближенности к себе, и как следствие идет формирование определенных форм поведения и взаимодействия. Восприятие окружения включает в себя несколько «колец»:

    • Личное кольцо – включает в себя близких и родных людей.
    • Близкое кольцо – включает в себя знакомых и друзей.
    • Общественное кольцо – включает в себя тех людей, которые близки молодому человеку по интересам, взглядам на жизнь и т.д.
    • Кольца отторжения – включают людей, мировоззрение которых молодой человек не понимает и не воспринимает.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Владимировна Ширко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис