Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культурологический подход в воспитании

Сущность культурологического подхода в воспитании

Определение 1

Культурологический подход к воспитанию – это принцип культуросообразности воспитания, система специально организованной передачи от поколения к поколению социокультурного опыта человечества с целью привития воспитаннику системы культурных ценностей и традиций, основ национальной и мировой культуры.

Современное воспитание развивается в условиях информатизации общества. Научный прогресс, техническое развитие и их быстрые темпы приводят к утрате культурных основ функционирования разных общественных областей. В этой связи возникает актуальность реализации воспитания в соответствии с культурными основами социальной жизнедеятельности.

Культурологический подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Культурологический подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Культурологический подход в воспитании опирается на следующие параметры:

  1. Целевым назначением воспитания является создание личности, наделенной культурными основами жизнедеятельности, культурными ценностями и принципами поведения.
  2. Воспитание опирается на культуру педагога. Его культурное развитие определяет эффективность воспитательной деятельности и ориентацию на культурное развитие подрастающего поколения.
  3. Важным свойством личности педагога является его педагогическая культура. Она основывается на общечеловеческих и общекультурных ценностях и предполагает формирование педагогом продуктивного, рационального и целесообразного сотрудничества и воспитанниками, ориентированного на формирование их личности, с принятием педагогом ее в качестве высшей ценности.
  4. Национальная культура стоит в основе реализации культурологического подхода. Это определяет опору воспитательного процесса на принципы и методы этнопедагогики.
  5. Учет социального и культурного уровня развития современного общества и социокультурной ситуации в стране.
  6. Зависимость воспитательной деятельности от уровня культуры семьи воспитанника и культурного развития его родителей.
  7. Познание основ национальной культуры, ее особенностей и всех аспектов.
  8. Обязательное знакомство с основами мировой культуры и ее достижениями в ходе воспитательной деятельности.
  9. Воспитатель выступает посредником между воспитанником и культурой, помогая ему познакомиться с культурной самобытностью, ценностями и уникальностью.
  10. Воспитание является культурной деятельностью, поэтому требуется организация сотрудничества между воспитанниками и воспитателем, учет их личных смыслов деятельности.
«Культурологический подход в воспитании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В основе культурологического подхода в воспитании лежит стремление к диалогу культур. Воспитание основывается на национальной культуре и ее особенностях и ориентации воспитанников на уважительное отношение к другим культурам и их специфическим характеристикам, признание многокультурности и многонациональности, принятие тенденций культурного развития всех народов, населяющих государство.

В ходе организации воспитания, основанного на культурологическом подходе, воспитанник усваивает культурные традиции, присваивает себе достижения культуры, становясь ее частью. Он становится неотделимым от культуры и готов принять все ее ценности и тенденции развития.

Культурологический подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Культурологический подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условия реализации культурологического подхода в воспитании

Основными условиями реализации культурологического подхода в воспитании, обеспечивающими его эффективность и целеориентированность, являются:

  1. Насыщение содержания образовательных программ дошкольного обучения культурологическими аспектами, придание им силы и значимости, расширение их функциональной роли;
  2. Построение культурологической среды в образовательном пространстве ДОУ;
  3. Рост уровня формирования национальной культуры при придании ей национальной маркировки;
  4. Применение форм организации воспитательной деятельности и методов, способствующих активному воздействию на культурную сферу личности воспитанника, усвоению им культурных ценностей и выработке культурных ориентиров социального поведения и взаимодействия;
  5. Развитие корпоративной культуры, а также культуры управления в дошкольной образовательной организации;
  6. Повышение уровня культурного развития семей. Для этого, может быть организовано взаимодействие педагогов ДОУ с родителями, ориентированное на повышение их культурного развития и педагогической компетентности в области культурного развития своих детей;
  7. Создание в ДОУ и семье условий для самореализации, самосовершенствования воспитанников. Дети должны обладать возможностью самовыражения и проявления собственных желаний и убеждений.

Методика "Школа диалога культур" В.С. Библера

Школа диалога культур – это концепция образования, основанная на проекции диалога культур в образовательный процесс, принятии определенной логики культуры и ее понимании, в качестве основополагающей структуры обучения.

Школа диалога культур была разработана Владимиром Соломоновичем Библером – российским ученым, философом, культурологом. Им было создано учение о диалоге культур, исследованы логические аспекты культурного развития.

Школа диалога культур, по сути, и заложена в основу культурологического подхода к воспитанию. Библер рассматривал культурные основы школьного обучения. Однако, они вполне применимы к организации воспитательной деятельности.

Школа диалога культур основывается на следующих положениях:

  1. Диалог является внутренней составляющей каждой личности.
  2. Основными событиями внутреннего диалога являются новые смыслы и их развертывание при вступлениях в диалог каждого аспекта и феномена культуры.
  3. Культурное разнообразие мира отражается в сознании воспитанника в форме диалога.
  4. Мыслительный процесс современной личности опирается на механизмы культуры и ее модели, основанные на диалоге мыслительных процессов, сознания и бытия с данными предыдущих эпох.

Диалог культур выступает основой организации воспитания с одной стороны, а с другой стороны, он является принципом организации содержания воспитательной работы и научных знаний. Диалог необходим для усвоения воспитанниками сути различных понятий и их смыслового назначения.

Дата последнего обновления статьи: 14.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot