Сущность культурологического подхода в воспитании
Культурологический подход к воспитанию – это принцип культуросообразности воспитания, система специально организованной передачи от поколения к поколению социокультурного опыта человечества с целью привития воспитаннику системы культурных ценностей и традиций, основ национальной и мировой культуры.
Современное воспитание развивается в условиях информатизации общества. Научный прогресс, техническое развитие и их быстрые темпы приводят к утрате культурных основ функционирования разных общественных областей. В этой связи возникает актуальность реализации воспитания в соответствии с культурными основами социальной жизнедеятельности.
Рисунок 1. Культурологический подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Культурологический подход в воспитании опирается на следующие параметры:
- Целевым назначением воспитания является создание личности, наделенной культурными основами жизнедеятельности, культурными ценностями и принципами поведения.
- Воспитание опирается на культуру педагога. Его культурное развитие определяет эффективность воспитательной деятельности и ориентацию на культурное развитие подрастающего поколения.
- Важным свойством личности педагога является его педагогическая культура. Она основывается на общечеловеческих и общекультурных ценностях и предполагает формирование педагогом продуктивного, рационального и целесообразного сотрудничества и воспитанниками, ориентированного на формирование их личности, с принятием педагогом ее в качестве высшей ценности.
- Национальная культура стоит в основе реализации культурологического подхода. Это определяет опору воспитательного процесса на принципы и методы этнопедагогики.
- Учет социального и культурного уровня развития современного общества и социокультурной ситуации в стране.
- Зависимость воспитательной деятельности от уровня культуры семьи воспитанника и культурного развития его родителей.
- Познание основ национальной культуры, ее особенностей и всех аспектов.
- Обязательное знакомство с основами мировой культуры и ее достижениями в ходе воспитательной деятельности.
- Воспитатель выступает посредником между воспитанником и культурой, помогая ему познакомиться с культурной самобытностью, ценностями и уникальностью.
- Воспитание является культурной деятельностью, поэтому требуется организация сотрудничества между воспитанниками и воспитателем, учет их личных смыслов деятельности.
В основе культурологического подхода в воспитании лежит стремление к диалогу культур. Воспитание основывается на национальной культуре и ее особенностях и ориентации воспитанников на уважительное отношение к другим культурам и их специфическим характеристикам, признание многокультурности и многонациональности, принятие тенденций культурного развития всех народов, населяющих государство.
В ходе организации воспитания, основанного на культурологическом подходе, воспитанник усваивает культурные традиции, присваивает себе достижения культуры, становясь ее частью. Он становится неотделимым от культуры и готов принять все ее ценности и тенденции развития.
Рисунок 2. Культурологический подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия реализации культурологического подхода в воспитании
Основными условиями реализации культурологического подхода в воспитании, обеспечивающими его эффективность и целеориентированность, являются:
- Насыщение содержания образовательных программ дошкольного обучения культурологическими аспектами, придание им силы и значимости, расширение их функциональной роли;
- Построение культурологической среды в образовательном пространстве ДОУ;
- Рост уровня формирования национальной культуры при придании ей национальной маркировки;
- Применение форм организации воспитательной деятельности и методов, способствующих активному воздействию на культурную сферу личности воспитанника, усвоению им культурных ценностей и выработке культурных ориентиров социального поведения и взаимодействия;
- Развитие корпоративной культуры, а также культуры управления в дошкольной образовательной организации;
- Повышение уровня культурного развития семей. Для этого, может быть организовано взаимодействие педагогов ДОУ с родителями, ориентированное на повышение их культурного развития и педагогической компетентности в области культурного развития своих детей;
- Создание в ДОУ и семье условий для самореализации, самосовершенствования воспитанников. Дети должны обладать возможностью самовыражения и проявления собственных желаний и убеждений.
Методика "Школа диалога культур" В.С. Библера
Школа диалога культур – это концепция образования, основанная на проекции диалога культур в образовательный процесс, принятии определенной логики культуры и ее понимании, в качестве основополагающей структуры обучения.
Школа диалога культур была разработана Владимиром Соломоновичем Библером – российским ученым, философом, культурологом. Им было создано учение о диалоге культур, исследованы логические аспекты культурного развития.
Школа диалога культур, по сути, и заложена в основу культурологического подхода к воспитанию. Библер рассматривал культурные основы школьного обучения. Однако, они вполне применимы к организации воспитательной деятельности.
Школа диалога культур основывается на следующих положениях:
- Диалог является внутренней составляющей каждой личности.
- Основными событиями внутреннего диалога являются новые смыслы и их развертывание при вступлениях в диалог каждого аспекта и феномена культуры.
- Культурное разнообразие мира отражается в сознании воспитанника в форме диалога.
- Мыслительный процесс современной личности опирается на механизмы культуры и ее модели, основанные на диалоге мыслительных процессов, сознания и бытия с данными предыдущих эпох.
Диалог культур выступает основой организации воспитания с одной стороны, а с другой стороны, он является принципом организации содержания воспитательной работы и научных знаний. Диалог необходим для усвоения воспитанниками сути различных понятий и их смыслового назначения.