Предпосылки развития креативной педагогики
Креативная педагогика – это наука и искусство творческого воспитания и обучения.
Креативная педагогика является инновационным педагогическим направлением. Она связана с исследованием педагогических процессов, но еще не имеет статуса полноценной самостоятельной науки. Однако, проблемы и задачи креативной педагогике рассматриваются в разных отраслях педагогической теории и иных науках о человеке, связанных с педагогикой.
Креативная педагогика возникла, как противоречивое течение. Оно, как бы говорит о том, что творчеству можно научить. Суть креативной педагогики вытекает из понимания творчества не просто как какого-то вида деятельности, а как специфического вида деятельности, реализуемого в самой деятельности и, повышающего ее созидательный потенциал. Это означает, что в ходе творчества реализуется не только созидание объектов, но и происходит создание самого творца т.е. его развитие и совершенствование, развитие у него новых качеств и свойств.
Развитие креативной педагогики обусловлено следующими факторами:
- Творческое развитие личности является процессом непрерывным и охватывающим все сферы жизнедеятельности.
- Отсутствие научных исследований в области формирования профессионально-творческой деятельности через активизацию природного потенциала личности, ее творческих задатков. Опыт творческой деятельности не изучается т.е. не формируется понимания особенностей и путей его развития. Обучение творческой деятельности, по сути, не изучается.
- Необходимость освоения методологии профессиональной творческой деятельности для активизации творческого мышления и формирования индивидуальных личностных свойств.
- Потребность современного общества в создании креативной личности т.е. личности, наделенной креативным мышлением и креативными свойствами и, способной к выполнению продуктивной творческой деятельности.
- Развитие креативной личности не может происходить само по себе. Требуется планомерная организация данного процесса, что приводит к связи между формированием креативной личности и креативной педагогикой.
- Наличие проблем в системе общего и профессионального образования, обусловленных формированием навыков профессиональной творческой деятельности и развитием креативной подготовки к разным аспектам, видам и направлениям деятельности.
Основные характеристики креативной педагогики как инновационной отрасли
Креативная педагогика являет собой целенаправленную деятельность по формированию личности, наделенной креативным мышлением и способной к реализации продуктивной творческой деятельности. Она занимается исследованием не отдельной личности, ее качеств и способностей, отдельных сторон развития, а изучением педагогических процессов и явлений, от которых зависит полноценное креативное развитие личности. Иными словами, объектом исследования креативной педагогики является образовательный процесс. Однако, здесь исследуется не весь процесс образования (он изучается общей педагогикой), а только его творческие аспекты и направления.
Развитие креативной педагогики связано с необходимостью творческого развития каждой личности, раскрытия природного потенциала и творческого начала каждого участника.
Предметом креативной педагогики выступают закономерности креативного развития личности, реализуемого в образовательном процессе на всех его уровнях и этапах.
Креативная педагогика изучает творческую личность, ее нестандартное мышление и развитие, исследует творческий потенциал личности и вырабатывает пути его активизации и проявления в деятельности, ориентированной на конкретный конечный результат.
Рисунок 1. Креативная педагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными характеристиками креативной педагогики являются:
- Креативная педагогика является учебной дисциплиной и научной отраслью педагогики;
- Ориентация креативной педагогики на формирование конкурентоспособной профессиональной личности, наделенной инновационными креативными качествами – целеустремленностью и креативностью мышления и деятельности;
- Ориентация на выход личности на новый уровень самообучения и саморазвития;
- Построение образовательного процесса на основе создания креативной образовательной среды в учебных заведениях, т.е. основанной на интересах и особенностях развития учащихся. Креативная среда формируется через организацию сотрудничества между педагогом и учащимися и посредством предоставления каждому учащемуся свободы выбора деятельности, самостоятельности в принятии решений по поводу содержания своего обучения и направления образовательной деятельности, т.е. каждый учащийся сам формирует свой образовательный маршрут;
- Зависимость эффективности креативного обучения от креативности личности педагога;
- Субъектная позиция учащегося в творческой образовательной деятельности;
- Ситуация успеха – основа образовательного творческого процесса. Она формирует интерес к творческой деятельности и стремление к участию в ней, исходя из творческого потенциала отдельной личности;
- Разработка методологии построения сотворчества деятельности учащихся и педагогов, создания креативного образовательного пространства, создания условий для раскрытия творческого потенциала каждой личности и формирования образца креативного поведения и мышления педагога.
Следует отметить, что креативная педагогика нацелена на:
- Исследование закономерностей творческого обучения и воспитания.
- Создание творческих основ образовательной деятельности на любом ее этапе и уровне.
- Исследование методологии результативного развития творческой личности.