Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

ТРИЗ-технологии на уроках русского языка

ТРИЗ в педагогике: сфера использования, понятие, методы и приемы

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся особенно актуальна в преподавании русского языка, поскольку традиционно дети испытывают трудности в овладении его правописной и грамматической системой. В результате снижается мотивация к учению, а познавательный интерес остается крайне низким. Между тем современное образование требует от содержания учебной дисциплины ее созвучности интересам школьников, новизны, творческого характера и стимулирования познавательной активности. Это возможно, если применять образовательные технологии, направленные на развитие креативного мышления, самостоятельности и авторитетности знаний. Одной из таких образовательных технологий выступает технология решения изобретательских задач (иначе ТРИЗ).

Определение 1

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) выступает как образовательная технология, направленная на обучение и подготовку ученика, способного к решению нестандартных задач с использованием метода анализа ситуации, выявления противоречий, лежащих в их основе, и поиска способов снятия этих противоречий наиболее эффективным путем.

В основе технологии решения изобретательских задач лежит представление о любознательности как изначальном свойстве детского ума, о креативности как базовом свойстве мышления и интеллектуальной свободе как главном условии реализации творческого потенциала личности.

Сама технология была разработана во второй половине 1940-х годов для научной и промышленной сфере, однако уже в 1980-е годы ее стали активно внедрять в педагогику как метод развития критического и творческого мышления, активизации познания и улучшения мотивации. Помимо этого, было установлено, что ТРИЗ-педагогика способствует формированию таких качеств, как системность восприятия и мышления, гибкость, изобретательность, нестандартный подход к ситуации.

«ТРИЗ-технологии на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В ТРИЗ-педагогики были выработаны эффективные приемы и методы активизации мыслительной деятельности, способные создавать образовательный эффект. К ним следует отнести следующие приемы:

  1. Метод «системного оператора», основанный на работе с таблицей, включающей представление об объекте как части различных подсистем, которые существуют в разных временных измерениях.
  2. Приемы фантазирования.
  3. Прием сужения поля поиска, когда для решения задачи сознательно выбирается наименьшее число вариантов решения.
  4. «Системный лифт», позволяющий рассматривать структуру объекта, вычленяя в нем разные составляющие. Например, слово – слоги – звуки, морфемы – слово, слова – словосочетания – предложения – текст и проч.
  5. Прием «Морфологическая копилка» используемый для сбора и систематизации важной информации.
  6. Метод речевого творчества, основанный на создании стихотворений, синквейнов, диамант, даймондов, сказок и проч.
  7. Метод создания «паспортов» объектов.
  8. Метод раскадровки, позволяющий изучать композицию или структуру объектов и ситуаций.

Данные методы активизируют познавательную деятельность, привлекают внимание ученика и заставляют размышлять над изучаемой темой.

ТРИЗ-технологии на уроках русского языка: особенности применения

На уроках русского языка элементы ТРИЗ могут быть использованы на разных этапах. Например, эффективны приемы ТРИЗ на этапе вхождения в урок и формулировки его темы и цели. Чтобы активизировать внимание учеников, можно использовать метод «сужения поля поиска» и предложить ученикам самостоятельно определить тему и цель урока. Например, при изучении темы «Склонение имени существительного» учитель записывает на доске разные существительные и просит учеников выявить, на каком основании объединены данные слова, как их можно сгруппировать, какие признаки их отличают. Отвечая на данные вопросы, дети не просто пассивно воспринимают заданную учителем информацию, но размышляют, применяя свои знания о существительном, устанавливая закономерности выбирая между главной и второстепенной информацией.

На этапе изучения новой темы можно использовать прием «Морфологическая копилка», систематизируя сведения, которые были получены в ходе знакомства с материалом. Эффективным приемом теоретического обучения также является метод создания «паспортов» лингвистических явлений. Так, изучая морфологические признаки имени прилагательного, дети составляют «паспорт» этого лексико-грамматического класса, включая в него сведения о наиболее существенных признаках, значении, роли в предложении, употреблении в речи.

В ходе обобщения изученного можно применять прием «Системный лифт», который помогает увидеть связи между изученными явлениями. Например, при изучении морфологии с помощью этого приема моно показать связи морфологических категорий с морфемно-словообразовательными, лексическими,синтаксическими. Также можно использовать приемы речевого творчества, побуждая детей составлять синквейны, хокку, даймонды и другие свободные формы концентрации смысла. При систематизации материала хорошо помогают приемы фантазирования. Например, установление аналогий между изучаемым явлением и какими-то другими объектами. Например, слово похоже на кошку. У него есть «туловище» - это корень, «голова» - это приставка», хвост – это окончание и проч. Сюда же можно отнести составление загадок, которые помогают подмечать необычное в изученных явлениях. Например, «он» всегда что-нибудь делает, даже когда спит, но не может рассказать, кто делает, как, с кем и для кого. Для этого ему нужны «помощники». О чем эта загадка. Ответ: это загадка о частях речи. В первой части идет речь о глаголе, во второй о наречиях, существительных, местоимениях.

Применение ТРИЗ-педагогики на уроках русского языка способствует активизации интереса к изучению родного языка, развивает творческое мышление и воображение учеников и помогает создать атмосферу новизны и открытия на уроке.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot