Коучинг как современная образовательная технология
Коучинг – это метод обучения различным навыкам и умениям специалистом более высокого профессионального уровня специалистов менее высокого уровня, а также форма наставничества и оказания консультационных услуг.
По сути, коучинг представляет собой стратегию управления развитием отдельной личности, ориентированную на мобилизацию ее внутренних сил и ресурсов, активизацию внутреннего потенциала для получения конкретных итогов деятельности.
Коучинг в образовании ориентирован на оказание помощи в обучении. Он учит учиться, т.е. формирует навыки самостоятельного познания, активизирует познавательные процессы личности, помогает в раскрытии интеллектуального, творческого и иного потенциала.
Рисунок 1. Коучинг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как образовательная технология, коучинг представляет собой педагогическую поддержку учащегося, нацеленную на достижение определенных целей и задач образования и реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании.
Коучинг ориентирован на оказание учащимся помощи в овладении большим количеством информации и ориентировки в ней. Современный темп жизнедеятельности и образования требует от учащихся приложения огромных сил и средств. Чтобы исключить эмоциональный дисбаланс организма, перегрузки, нервные срывы, требуется правильно организовать образовательный процесс, направляя деятельность учащихся по оптимальному, для их познавательных возможностей, маршруту. Для этого применяется коучинг.
Как образовательная технология, коучинг способствует:
- Максимизации познавательных возможностей учащихся;
- Максимальному раскрытию природного потенциала учащихся;
- Созданию условий для конкурентоспособности профессионалов на рынке труда;
- Совершенствованию навыков и знаний учащихся;
- Формированию гармоничных основ жизнедеятельности личности;
- Постановке достижимых образовательных целей;
- Развитию веры в собственные силы и способности;
- Формированию стремления к движению и развитию.
Технология коучинга является способом формирования лидерских качеств учащегося. Благодаря педагогической поддержке, происходит развитие у учащегося стремления к достижению целей и открываются возможности для достижения большего, завоевания первенства, утверждения в собственной значимости и продуктивности.
В основе коучинга заложено уважение к личности воспитанника и вера в ее громадный потенциал, который, при правильном образовательном подходе, может быть раскрыт и реализован в продуктивном направлении. Коучинг помогает в достижении высоких образовательных результатов работы, которые, изначально кажутся нереальными и далекими, но постепенно превращаются во вполне достижимые цели. Таким образом, учащийся учится целеполаганию и опоре на свои внутренние ресурсы.
Предпосылки развития коучинга в образовательной среде
Изначально, коучинг возник как концепция менеджмента. Он был ориентирован на управление личностью работника для достижения конкретных целей и задач в той или иной деятельности.
Постепенно, коучинг получил развитие и стал применяться в качестве образовательной технологии. Его формирование относится к концу XX столетия. Первоначально, коучинг применялся только в бизнес-сфере, но постепенно укрепил свои позиции в педагогической среде и в настоящее время применяется в качестве тренинговой педагогической терапии, т.е. он является профессиональной помощью, оказываемой педагогами учащимся для достижения поставленных образовательных целей и задач.
Рисунок 2. Коучинг в педагогике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными предпосылками развития коучинга в образовании являются:
- Рассмотрение учащегося в качестве уникальной личности, обладающей огромным внутренним потенциалом, помогающим ему в достижении любых целей и задач.
- Создание концепции развивающего обучения. Она легла в основу личностного развития учащегося в ходе образовательной деятельности. Развивающее обучение ориентировано на раскрытие внутреннего потенциала личности.
- Необходимость построения индивидуального подхода в обучении. Индивидуальная направленность образовательной деятельности, как нельзя лучше, отображается в технологии коучинга: коуч – педагог строит индивидуальный образовательный маршрут для учащегося, который обладает внутренним потенциалом. Педагог же выступает вдохновителем, помогая раскрыть потенциал и найти оптимальные способы решения образовательных задач учащегося.
- Новое общество – новые требования. Современное общество с его быстрым информационным развитием и ускоренными темпами научно-технического прогресса предъявляет новые требования к профессиональной подготовке кадров. Создание специалистов, отвечающих потребностям социальной среды и, удовлетворяющих требованиям рынка труда – ориентация деятельности коучинга.
- Принцип равноправия в образовательной деятельности. Современное образование предполагает реализацию субъект-субъектного подхода во взаимоотношениях между педагогом и учащимся. Коучинг является новым способом организации преподавания, подразумевающим установление равноправных отношений между всеми участниками образовательной деятельности и взаимную ответственность сторон. Коучинг помогает достижению целей и задач образования при принятии учащегося в качестве субъекта образовательной деятельности, наделенного внутренним потенциалом.
Принципы коучинга
Технология коучинга в образовании реализуется на основании следующих принципов:
- Принцип равнозначности. Каждый ребенок признается хорошим. Плохих детей, попросту, не бывает. Просто к каждому необходимо найти свой подход, помогающий раскрыть его природные потенциал.
- Принцип безграничных возможностей. Не существует недостижимых целей. Каждый учащийся обладает всеми ресурсами, которые помогут ему осознать свою силу и достичь желаемого.
- Принцип позитивности. Каждый ребенок является добродушным человеком. Он не желает совершать подлости. Все, что он делает, даже если он балуется, ориентировано на привлечение внимания, самоутверждение, саморавзитие.
- Принцип самоориентации. Каждый ребенок сам совершает выбор своего образовательного маршрута, который отвечает его потребностям и интересам, возможностям.
- Принцип изменчивости. Он означает, что в ходе обучения неизбежны какие-либо изменения. Они являются обусловленными и необходимыми.