Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технологии реализации ТРИЗ в педагогическом процессе ДОУ

Сущность и целевое назначение ТРИЗ

Определение 1

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) - это педагогическая технология, ориентированная на развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.

Данная технология является эффективным инструментом, позволяющим сформировать творческую ориентацию детей, раскрыть природные задатки ребенка, заинтересовать детей в творчестве и его применении в различных сферах деятельности.

Разработка технологии ТРИЗ относится к 80-ым годам прошлого века. Она не теряет своей актуальности и целесообразности применения в учреждениях дошкольного образования. Технология опирается на девиз: «Творчество во всем».

Обучение дошкольника по технологии ТРИЗ ориентируется на раскрытие в ребенке его природного начала. Применение разнообразных методик и технологий воспитания должно опираться на природу ребенка т.е. специфику его индивидуального развития, отдельные личностные характеристики и возрастные особенности развития. Учебная программа дошкольного учреждения воспринимается ребенком в силу его признания важности этой программы для своего развития т.е. ребенок может освоить программу обучения в той степени, в какой она приобретает для него собственнический характер.

Замечание 1

Целевым назначением технологии ТРИЗ выступает развитие мыслительной деятельности ребенка, гибкости, диалектичности, систематизации его мышления, формирование творческой ориентации деятельности и тяги к новшествам, развитие творческого восприятия и воображения, проявление поисковой активности.

Основным направлением деятельности дошкольников, по технологии ТРИЗ, должно стать их самостоятельное исследование, оценка и анализ информации, предоставленной педагогом, развитие умения находить ответы на вопросы, искать пути и варианты решения задач.

Применение данной технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения развивает навыки широкого и глубокого мышления дошкольников, заставляет мыслить более креативно, искать нестандартные подходы к решению задач, активизирует фантазию и воображение детей.

На дошкольном этапе обучения технология ТРИЗ выполняет следующую функциональную роль:

«Технологии реализации ТРИЗ в педагогическом процессе ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Повышает эффективность применения дошкольной образовательной программы, за счет использования игровых и иных методик технологии.
  2. Способствует разработке новшеств.
  3. Активизирует логические процессы, включает в работу интуицию и точный расчет.

Технология ТРИЗ способствует развитию у детей нравственных качеств, проявляющихся в умении радоваться положительным результатам работы, достижениям других людей, оказание помощи в затруднительной ситуации.

Актуальность применения технологии на дошкольном этапе развития ребенка обусловлена ее простотой усвоения знаний. Дети не перенапрягаются, не переутомляются. Технология направлена на непрерывное исследование, а не зазубривание теоретической информации. Это увлекает детей и способствует более продуктивной познавательной деятельности.

Методы технологии ТРИЗ, применяемые в детском саду

В программах дошкольного образования предусмотрено применение следующих методов технологии ТРИЗ:

  1. Метод мозгового штурма. Метод ориентирован на максимизацию предложенных детьми вариантов решения, поставленной задачи, с опорой на применение творческого подхода, включение в процесс фантазии и воображения. Далее, происходит анализ всех предложенных вариантов решения, оценивается рациональность и целесообразность их применения и производится выбор более эффективного варианта решения задачи.
  2. Метод каталога. Он основан на составлении цепочки вопросов для детей, чтобы подвигнуть их к творческому рассказу. Как правило, метод предполагает применения картинок с изображениями сцен из сказок, на основании которых детям задаются вопросы, требующие креативного ответа. Данный метод помогает развить речь, навыки театральной деятельности, активизирует игровую активность ребенка, способствует его экологическому воспитанию и развитию.
  3. Метод фокальных объектов. Он основывается на перемещение качественных характеристик одного объекта на другой. Могут быть перемещены, как все характеристики, так и несколько из них. Такой метод активизирует воображение, развивает речевые функции и включает в работу мыслительный процесс.
  4. Метод системного анализа. Он основывается на рассмотрении мира в качестве системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Дети осваивают место и роль каждого объекта в миром пространстве, выявляют особенности его функционирования в системе, ролевое значение в развитии системы, взаимосвязь с другими компонентами.
  5. Метод морфологического анализа. Он базируется на построении нового объекта, точнее его новой модели, путем сочетания разных свойств и характеристик при построении новой модели. Таким образом, развивается творческое воображение ребенка, в работу включается его фантазия.
  6. Метод аналогичного мышления. Основывается на развитии у детей навыков сравнения и разделения объектов по определенным параметрам и признакам.
  7. Метод обоснования новых идей. Предполагает выбор какой-то ситуации, которая делится на составные элементы: реальные проявления и фантастические проявления. Затем происходит поиск реальных проявлений в фантастической части ситуации.
  8. Метод моделирования. Основан на построении моделей процессов в природной и социальной среде. Он позволяет развить диалектические представления ребенка, сформировать его мышления, активизирует любознательность.
  9. Метод фантазирования. Данный метод ориентирован на развитие фантазии ребенка, путем внедрения волшебников, способных изменять свойства объектов: увеличивать и уменьшать, изменять временные характеристики, делить, объединять и т.д.

Применение методов технологии ТРИЗ позволяет развивать творческий потенциал не только дошкольников, но и педагогов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot