Сущность коррекционной педагогики в начальном образовании
Коррекционная педагогика – это отрасль педагогики, занимающаяся изучением образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии, разработкой способов коррекции их недостатков для полноценного обучения, всестороннего развития и социального становления.
Данное научное направление ориентировано на обеспечения продуктивного функционирования специального образования, т.е. обучение детей с ограниченными возможностями. Коррекционная педагогика разрабатывает пути эффективного функционирования специального образования и методы коррекционного воздействия, помогающие детям с ограниченными возможностями максимально скорректировать, имеющие у них дефекты, осложняющие их обучение и развитие.
Коррекционная педагогика на уровне начального образования имеет важное значение. Она помогает в устранении недостатков развития детей, их сглаживании на этапах начального обучения, чтобы создать условия для дальнейшего продуктивного освоения учебной программы каждым ребенком с отклонениями в развитии.
Коррекционный педагог начальной школы действует, ориентируясь на ослабление и сглаживание недостатков в развитии учащихся. Его деятельность реализуется в следующих направлениях:
- Проектирование коррекционных учебных занятий, с учетом потребностей и особенностей развития каждого учащегося.
- Проведение педагогического контроля.
- Оценка и анализ коррекционного педагогического процесса и его итогов.
- Проведение педагогической диагностики для выявления отклонений в развитии, степени их проявления у каждого учащегося начальной коррекционной школы.
- Построение системы взаимодействия с родителями особенных детей.
- Формирование классов учащихся по сходным отклонениям в развитии и разработка учебной программы для каждого класса.
- Формирование предметно-развивающего пространства в каждом учебном классе.
- Написание педагогических отчетов по коррекционной работе и развитию каждого учащегося.
Коррекционная педагогика в начальном образовании является важным разделом специальной педагогики и достаточно трудной профессией. Поэтому, ее выбор требует осознанного подхода и изучения всех аспектов и структуры данного педагогического направления.
Рисунок 1. Коррекционная педагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления деятельности коррекционной педагогики в начальном образовании
В системе начального образования коррекционная педагогика разрабатывает следующие направления коррекционно-развивающего обучения:
- Образовательно-воспитательная деятельность. Она ориентирована на разработку коррекционных программ обучения для начальной школы коррекционного типа, позволяющих признать ценность здоровья ребенка и особенности его развития, как приоритетное направление образовательной области. Сюда же входят мероприятия по формированию здоровьесберегающего педагогического пространства в начальной школе, внеучебных направлений воспитательной деятельности, направленность на применение личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников с отклонениями в развитии и формировании эффективных направлений воспитательной деятельности.
- Диагностическая деятельность. Осуществляется разработка диагностических программ, позволяющих определить уровень развития каждого учащегося, функциональные возможности его организма, наличие познавательной мотивации, а также проводить анализ уровня сформированных компетентностей учащегося начальной школы, исходя из особенностей его развития.
- Коррекционно-развивающая деятельность. Сюда входит разработка направлений развития детей с отклонениями, способствующих их социальной адаптации к новым условиям, приобщению к учебному процессу школы, развитию познавательной мотивации, сглаживанию дефектов развития, развитию общеучебных навыков деятельности, воспитанию личностных качеств учащегося с отклонениями в развитии.
- Учебно-методическая деятельность. Она связана составлением планов и прогнозов коррекционной образовательной деятельности в начальной школе, разработкой методической литературы по использованию коррекционных методик обучения, дидактических материалов и технологий коррекционного развития.
- Социально-педагогическая деятельность. Она связана с рассмотрением социальных аспектов развития учащихся начальных классов, имеющих отклонения в развитии. Коррекционная педагогика начальной школы формирует методы коррекционной работы и программы коррекционного обучения, исходя из параметров жизнедеятельности ребенка: условия проживания, семейная обстановка, уровень развития семейных отношений, а также вопросов правового статуса ребенка, обеспечение его прав и свобод и ступени социального развития страны, его тенденций.
Методы коррекционной педагогики в начальном образовании
На этапе начального обучения школьников, имеющих ограниченные возможности развития и какие-либо отклонения, коррекционная педагогика предполагает использование ряда методов коррекционного воздействия, ориентированных на полноценное развитие учащихся, сглаживание или устранение дефектов их развития, осложняющих достижение целей и задач образования. К этим методам относятся:
- Метод сбора психолого-педагогической информации. Он основан на использовании приема беседы с учащимся. В ходе расположения ребенка к диалогу, можно выяснить у него все необходимые сведения, касающиеся его уровня развития, потребностей, желаний и стремлений, возможностей, степени развития познавательной мотивации. Использование этого метода ограничивается навыками построения коммуникативных связей педагогом, умениями расположить к себе. Важно, учитывать уровень развития речи ребенка. Поскольку, если речь имеет тот или иной дефект, то использование метода будет неактуальным.
- Методы наблюдения. Наблюдение является приоритетным методов педагогического исследования. Он позволяет составить картину развития младшего школьника, проанализировать его поведение в тех или иных ситуациях. Важно, опираться на адекватную трактовку данных, выявленных в ходе наблюдения.
- Метод изучения педагогической документации. На каждого учащегося составляется личное дело, содержащее все сведения об особенностях развития ребенка.
- Метод анкетирования. В начальных классах, тем более коррекционной школы, он основан на заполнении анкеты родителями. Анкета содержит ряд вопросов по поводу уровня развития ребенка, наличия у него того или иного отклонения, степени его развитости, динамики развития и т.д.
- Метод экспериментального исследования. Он основан на использовании комплексных методов диагностики учащихся начальной школы. Между данными, выявленными разными приемами устанавливаются связи и зависимости.
- Метод изучения медицинской карты учащегося. Она позволяет ознакомиться и проанализировать историю болезни ребенка, динамику развития его заболевания.