Коррекционная педагогика – это одна из отраслей общей педагогики, которая занимается исследованием особенностей воспитания и обучения детей, имеющих различные психические и физические нарушения, а также отклонения в поведении.
Коррекционная педагогика является относительно молодой научной отраслью, ее становление как самостоятельной науки приходится на начало ХХ века. Связано это с тем, что к тому времени уже было накоплено достаточное количество теоретического и практического материала, который необходимо было систематизировать. Сделать это качественно в рамках общей педагогики не представлялось возможным, поэтому было принято решение о создание самостоятельной отрасли – коррекционной педагогики.
Зарождение государственной системы предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении у детей и подростков
Первыми предпосылками становления коррекционной педагогики можно считать события XVIII в., которые имели место быть в Западной Европе. В этот временной период государство впервые проявило заинтересованность проблемой правонарушений среди несовершеннолетних. На законодательном уровне были разработаны нормативно-правовые акты о преодолении и предупреждении преступности среди детей и подростков, а также были созданы первые исправительные учреждения. Отличительной особенностью данных учреждений являлось то, что они не использовали принятые в то время меры полицейского и физического воздействия, применялись новые методы и средства педагогического воздействия на личность детей и подростков.
С этого времени исправительные учреждения такого типа создаются во многих странах Европы (Швейцария, Великобритания, Германия, Франция и т.д.). Их всех объединяет общая цель – осуществление процесса воспитания и перевоспитания детей с нарушениями в поведении, посредством педагогического воздействия, привитие детям необходимых трудовых навыков и нравственных норм поведения.
Система коррекционно-реабилитационных и воспитательно-профилактических учреждений для детей и подростков с девиантным поведением создавалась как система приютов. Дети и подростки проживали в данных приютах, с ними проводилась специальная коррекционная работа.
Основные методы и средства коррекционной работы в приютах: спорт, труд, ориентация на получение необходимого уровня образования и профессии.
Используемые приемы в работе с детьми: доверие, уважение, любовь, опора на положительное в личности ребенка, соблюдение режима и дисциплины.
В России воспитательные дома были впервые открыты при Петре I, после него развитием системы исправительных учреждений для детей занималась Екатерина II. В воспитательно-исправительные учреждения принимались не только несовершеннолетние преступники, но и сироты, бродяжки и нравственно заброшенные дети.
Немного позже, помимо воспитательно-исправительных приютов, начинают создаваться профилактические («предупредительные») учреждения, а также детские площадки и городки, «школы-санатории» и т.д.
Становление теоретических основ коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками
Необходимость и последующее целенаправленное теоретическое обоснование потребности в организованной коррекционной воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения и отклонения, впервые была озвучена в Западной Европе. Исследователи, которые выступили с данным предложением, опирались на то, что внешняя среда оказывает на ребенка определенное воздействие, которое не всегда приводит к положительным результатам. Необходимо организовывать целенаправленную коррекционную работу с детьми и подростками, для того, чтобы исправить или минимизировать негативные последствия данного воздействия.
Предложения западноевропейских исследователей, побудило отечественных и зарубежных педагогов и психологов к активному исследованию вопроса нарушения поведения, причин преступности и т.д.
Наряду с этим в начале ХХ века начинают активно исследоваться пограничные формы психического развития детей. Впервые создаются специализированные образовательные учреждения, в которых обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью, психическим инфантилизмом и низкой обучаемостью.
В России также активизируется данное направление, создаются специализированные коррекционные учреждения для детей имеющих физические и психические аномалии развития, а также отклонения в поведении и адаптации.
Помимо коррекционных образовательных учреждений, в начале ХХ века в России открываются специализированные лаборатории, проводятся семинары, конгрессы и съезды и многое другое. Вся их деятельность направлена на исследование особенных детей, разработку эффективных диагностических методик и оптимальных методов работы.
Развитие коррекционной педагогики как области педагогического знания
В конце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия, в России происходят кардинальные перемены, которые затрагивают все стороны жизни государства и общества. Происходит переосмысление социально-педагогической и образовательной сфер. Большое внимание уделяется специальному образованию. Именно в этот период на смену «дефектологии» приходит «коррекционная педагогика». Коррекционная педагогика позволяет более масштабно осмыслить весь накопленный опыт, проанализировать его, четко выделить предмет и объект специальной педагогики.
Коррекционная педагогика, в отличие от дефектологии, охватывает большую сферу. Так, она занимается не только воспитанием и обучение детей с отклонениями и нарушениями, но и осуществляет профилактическую, коррекционно-педагогическую и психолого-коррекционную работу с аномальными детьми.
Основными задачами современной коррекционной педагогики являются:
- Предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении подростков
- Своевременное выявление основных дефектов и недостатков в развитии учащихся, в их знаниях, умениях и навыках, поведении, отношении к обществу.
- Установление причин, вызвавших нарушения в развитии и отклонения в поведении.
- Нейтрализация и устранение данных причин.
- Адаптация и реабилитация отстающих учащихся.