Сущность когнитивно-аффективной модели Уильямса
Когнитивно-аффективная модель Уильямса тесно связала аффективное и когнитивное развитие. Как свидетельствовал сам автор модели, дети, которые достаточно уверены в своих силах, будут исключительно активны и настойчивы в своей познавательной деятельности.
С другой стороны, дети, у которых проявляются ярко выраженные познавательные способности, склонны к проявлению высокой самооценки. В связи с тем, что творческий процесс всегда включает эмоциональный компонент, данная модель помогает в процессе развития креативности.
Данная модель состоит из трех разделов:
- первый раздел включает несколько основных предметов изучения: музыку, изобразительное искусство, естествознание, арифметику, обществознание и язык;
- второй раздел предполагает рассмотрение различных аспектов стратегии преподавания и поведения учителя: его умение вводить новые определения, привлекать аналогии, видеть расхождения и противоречия, использовать парадоксы, задавать наводящие вопросы, организовывать поисковую активность, развивать исследовательские навыки детей, проявлять интуицию и терпимость, а также интересоваться особенностями творческого мышления, четко оценивать ситуацию и пр.;
- третий раздел включает показатели развития учеников как в познавательной, так и в эмоционально-личностной сфере, то есть быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, любознательность, готовность рискнуть, воображение и пр.
Согласно данной концепции педагогу в ходе обучения следует пользоваться определенными способами стимулировать творческую активность учеников, основные из них:
- обеспечить благоприятную атмосферу;
- обогатить окружающую ребенка среду самыми разнообразными и новыми для него стимулами, чтобы развивать у него любознательность;
- поощрять высказывание оригинальных идей;
- обеспечить возможности для практики и упражнений;
- использовать личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем;
- предоставлять детям возможность активно задавать интересующие их вопросы.
Помимо использования определенных методов, приемов и технологий, с целью развития креативности, необходимо изменять содержание образования и личностные качества учителей.
Гребенюк О. С. заметил, что одаренные дети могут достичь высоких результатов в обучении и проявлять свои недюжинные способности только у учителей, проявляющих творческий подход.
Процесс развития креативности включает несколько последовательных этапов и сопровождается овладением социально значимой деятельностью через подражание. Условие перехода от подражания к самостоятельному творчеству представлено личностной идентификацией с другим, а именно с образцом творческого поведения. Известно, что практически все творчески одаренные личности, например, музыканты, художники, поэты и пр., начинали свою карьеру подражанием и только позже, набравшись опыта, создавали свои оригинальные, уникальные произведения. В связи с этим огромное значение для развития креативности отводится личности учителя.
Качества учителя, работающего с одаренными детьми
Учеными-педагогами был выделен ряд характерных черт, специфических качеств, которыми должен обладать учитель, который работает с коллективом одаренных детей. К таким качествам, кроме непосредственно креативности и творческой одаренности учителя, реализующего педагогику креативности, относят:
- доброжелательность и чуткость по отношению к детям;
- знание особенностей психологии одаренных детей, их потребностей и интересов;
- опыт работы, включая и опыт взаимодействия со своими собственными детьми;
- высокий уровень интеллектуального развития;
- обширный круг интересов и умений;
- образование какое-либо, помимо педагогического;
- готовность выполнять самые разные обязанности, связанные с обучением одаренных детей;
- живой активный характер;
- наличие чувства юмора, но без склонности к сарказму;
- психологическая гибкость, готовность пересмотреть свои взгляды и постоянно самосовершенствоваться;
- обладание творческим, возможно нетрадиционным личным мировоззрением;
- хорошее здоровье и жизнестойкость;
- наличие специальной послевузовской подготовки по работе с одаренными детьми, готовность в дальнейшем приобретать и расширять свои специальные знания.
К сожалению, зачастую креативно работающие педагоги испытывают дискриминацию в школе в связи с ориентацией программ обучения на средний уровень оценок, унификацию и жесткое регламентирование поведения учеников, а также ввиду неадекватного отношения других учителей. Как правило, традиционные учителя оценивают учителей-креативов как выскочек, истеричных, упрямых и демонстративных.