Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование интереса к обучению у младших школьников

Замечание 1

Интерес к обучению – это один из базовых критериев успеха ребенка в процессе обучения. На сегодняшний день проблема формирования интереса к обучению у детей младшего школьного возраста является одной из самых актуальных.

Психологические особенности младшего школьного возраста

Особенности произвольной памяти младших школьников.

У детей младшего школьного возраста произвольная память характерна тем, что в процессе запоминания они запоминают текст механически (например, стихотворение). Это связано с тем, что ученики младших классов еще не умеют правильно заучивать тест, путем выделения мнемической задачи. В начальной школе педагоги ведут активную работу по обучению детей правильному механизму запоминания и соответственно развитию произвольной памяти.

Мышление детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте мышление ребенка отличается большей произвольностью и управляемостью, чем в дошкольном возрасте. Ему легче, чем дошкольнику сосредоточится на решении поставленной задачи. Работа по развитию осознанного мышления продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе.

Своеобразие наглядно-образного мышления.

Младший школьник способен размышлять над поставленной задачей, способен выделить цель и мысленно выстроить алгоритм ее достижения.

Замечание 2

Таким образом, психические особенности детей младшего школьного возраста заключаются в том, что такие познавательные процессы как мышление и память становятся произвольными и управляемыми самим ребенком. Однако на протяжении всей начальной школы педагоги ведут работу по их развитию и совершенствованию.

Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников

«Формирование интереса к обучению у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Каждый ребенок с нетерпением ждет поступление в первый класс. Первые дни в школе очень интересны, так как вокруг все «взрослое» и необычное. Ребенку нравится его «взрослость» и самостоятельность. Через некоторое время ребенок понимает, что учеба это сложный каждодневный труд и вот здесь его отношение к учебе полностью будет зависеть от сформированности мотивации к обучению.

Особенность мотивации к обучению детей младшего школьного возраста состоит в том, что у ребенка формируется самооценка под влиянием учителя и родителей. Это связано с тем, что ребенок сам еще не знает, что такое школа, для чего необходимо учиться. Он формирует свое представление о школе, учебе и значимости получения образования исходя из рассказов взрослых и их отношения к учебе. Если педагог в первые учебы дни допускает критику в адрес ребенка, открыто указывает на его ошибки, то интерес к учебе пропадает. Формируется негативное отношение к процессу обучения, которое в последующем очень сложно исправить.

Родители так же должны поддерживать интерес к обучению, формировать мотивацию. Ребенку еще с подготовительной группы необходимо рассказывать о значимости получения образования, о том, как интересно учиться, по возможности вспоминать в позитивной манере свои учебные годы.

Если у ребенка в первые дни обучения возникают трудности, что-то не получается, необходимо поддержать его, ни в коем случае нельзя критиковать и сравнивать с другими детьми.

Таким образом, особенность мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста заключается в том, что мотивы формируются под влиянием взрослых (воспитателя, родителей, учителя).

Механизмы формирования интереса к обучению младших школьников.

Формирование интереса к обучению необходимо развивать на протяжении всего процесса обучения ребенка . Методы формирования интереса к обучению младших школьников:

  1. Содержания учебного материала в мотивации учения. Содержание каждого урока должно быть интересно и познавательно для ребенка. Необходимо создать не сиюминутный интерес со стороны ребенка путем визуального привлечения его внимания (яркая презентация, красочные плакаты и иллюстрации и т.д.), а путем создания проблемы, для решения которой ребенку необходимы будут научно-теоретические познания в области окружающего мира. То есть необходимо создать интерес не на один урок, а с перспективой на дальнейшее обучение.
  2. Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации. Для правильной мотивации к учебной деятельности необходимо организовать ее следующим образом:

    • Мотивационный этап. На данном этапе ученики должны осознать для чего им необходимо изучение учебного материала. Для этого учителю нужно преподнести тему урока таким образом, чтобы она вызвала у детей интерес, выделить проблему и подвести к тому, что ее решение возможно только в процессе усвоения нового материала.
    • Операционально-познавательный этап. На этом этапе учитель переходит к объяснению новой темы, при этом необходимо периодически возвращаться к теме урока и поставленной задачи. Это нужно для того, чтобы поддерживать интерес к новому учебному материалу и его усвоению детьми.
    • Рефлексивно-оценочный. Самоконтроль – усвоение детьми нового учебного материала. Самооценка – оценивание полученных знаний и рассмотрение перспективы возможностей по дальнейшему изучению темы.
  3. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения. Использование групповых и коллективных форм учебной деятельности положительно сказываются на формировании интереса к обучению, потому как все ученики включены в учебную деятельность. Как известно, ни что так не формирует интерес к деятельности как активное участие в ней.

  4. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности. Большое значение на формирование интереса к обучению, особенно в первом классе, имеет оценка деятельности ребенка. Нередко учителя используют оценки как побуждение к обучению. Однако здесь стоит отметить, что такой оценочный мотив порой приводит к отрицательному результату. Плохая оценка не мотивирует ребенка на обучение, а напротив, вырабатывает у него негативное отношение к школе и учебе.
Замечание 3

Таким образом, для становления интереса необходимо использовать не один метод, а все в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации учащихся младших классов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot