Классный час и его педагогическое значение
Классный час – это форма организации взаимодействия между педагогом и учащимися во внеурочное время.
Классный час выступает разновидностью работы, ориентированной на всестороннее развитие учащихся, удовлетворение их познавательных потребностей, коммуникативное развитие и духовно-нравственное воспитание.
Классный час характеризуется следующими признаками:
- Гибкость организации взаимодействия между педагогом и учащимися;
- Способ организации общения между учащимися и педагогом в спокойной, внеурочной обстановке;
- Ведущая роль педагога в проведении классного часа;
- Добровольный характер деятельности учащихся на классных часах;
- Личностно значимое содержание классного часа.
Классные часы организуются педагогами, как правило, классными руководителями. Они определяют тему классного часа и направления деятельности учащихся, выбирают форму работы и время ее реализации.
Роль классного часа в воспитательной деятельности классного руководителя сводится к следующему:
- Организация развивающей среды, ориентированной на раскрытие творческого потенциала учащихся.
- Создание условий для свободного общения между педагогом и учащимися, установлением между ними доверительных отношений.
- Расширение и углубление знаний учащихся о природе, обществе, человеке, нравственности и морали.
- Формирование эмоциональной сферы и ценностных ориентиров воспитанников.
- Формирование у учащихся навыков созидательной деятельности.
- Формирование творческой направленности деятельности.
- Развитие коллективного взаимодействия в классе.
- Формирование благоприятной коллективной среды для развития коммуникативных навыков учащихся и выработке их мировоззренческой позиции.
Классные часы могут проводится в форме собраний, на которых учащиеся решают вопросы общего значения, коллективные проблемы и т.д., в форме часов общения, на которых проводятся обсуждения, дискуссии по разным вопросам жизнедеятельности, воспитательных часов, на которых педагог поднимает насущные социальные проблемы, освещает вопросы морали и нравственности, культурного развития и социального становления личности, в форме тематических лекций, ориентированных на расширение знаний учащихся, углубление их представлений о разных объектах, процессах и явлениях природы и социума, а также в форме практической деятельности: исследования, лабораторной работы, конструирования, художественного творчества и т.д.
Классный час, в силу своей педагогической роли в учебном процессе является «единицей» воспитательного процесса. На нем освещаются вопросы развития подрастающего поколения, воспитываются нравственные ориентиры деятельности и формируются представления о культуре, истории, природе и социуме.
Функциональная роль классного часа
Классные часы выступают важной формой организации воспитательного процесса в учебном заведении. Они проводятся еженедельно и включаются в расписание один, два и, даже, три раза в неделю. Все зависит от этапа обучения и развития коллектива учащихся.
Функциональная роль классного часа сводится к выполнению им следующих функций:
- Функция просвещения. На классных часах расширяются знания учащихся в разных областях и сферах, повышается их культурная, нравственная, этическая компетентность, расширяются знания о социуме, законах его функционирования, процессах и явлениях.
- Функция ориентации. Она связана с формированием у учащихся определенного восприятия и отношения к объектам окружающего мира. Учащиеся оценивают окружающий мир и его составные компоненты, анализируют его процессы и явления. Данная функция тесно связана с функцией просвещения, поскольку, незнание устройства окружающего мира не позволяет оценивать и анализировать его.
- Функция практического развития. Она связана с формированием у учащихся навыков практической деятельности, применения теоретических познаний об устройстве окружающего мира в реальной жизнедеятельности, в решении проблем, принятии решений, выборе пути развития. Каждый классный час должен иметь определенную направленность т.е. ориентацию на практическое развитие учащихся, переход их знаний в убеждения.
- Функция формирования навыков. На классных часах происходит реализация различных видов деятельности. Они формируют у учащихся конкретные навыки и учат взаимодействовать с коллективом, как микро социумом, что в итоге, становится умением взаимодействия с окружающим миром.
Все эти функции неразрывно связаны и реализуются на каждом классном часе.
Структура классного часа
Классный час, по своему устройству, ничем не отличается от урока. Он состоит из трех основных частей, называемых этапами проведения классного часа:
- Вступительный этап. Он связан с речью педагога о назначении встречи, проблемах, которые на ней будут освещаться, использовании приемов мотивации к деятельности и побуждения к рассмотрению конкретного вопроса, определением места и значения рассматриваемой темы для отдельной личности, всего общества, государства, научного мира. Здесь же, ставятся цели классного часа и определяются его задачи.
- Основной этап. Он связан с освещением темы классного часа и решением воспитательных задач, поставленных на нем. Ход основного этапа зависит от выбранной формы проведения классного часа и его целевого назначения.
- Заключительный этап. Он связан с подведением итогов по рассматриваемой теме, мотивацией учащихся к деятельности, стимулировании развития и саморазвития учащихся, улучшения отношений в коллективе, необходимости формирования потребности в познании, самопознании и саморазвитии, а также проведении краткого анализа, проделанной практической работы (если классный час был реализован в форме практического занятия).
Классный час готовится педагогом. При этом, он выбирает форму его реализации, в соответствии с возрастными особенностями конкретного коллектива учащихся и уровня их нравственного развития, также в расчет берется воспитательный потенциал класса.