Сущность дидактики
Дидактика – это одна из отраслей педагогической науки, которая занимается разработкой теории обучения и образования.
Дидактика как наука – это педагогическая теория воспитывающего и развивающего обучения и образования.
Современная дидактика занимается изучением и организацией целостного образовательного процесса. Вместе с тем, в мировом научном познании в рамках процесса дифференциации и интеграции наук обозначились тенденции к созданию целостной науки об образовании – эдукологии. В современной дидактике продолжается разработка наиболее общих теоретических проблем организации процесса обучения и образования, чтобы обеспечить современную практику образовательного процесса нормативно-прикладными актами.
На сегодняшний день выделяют три системы принципов, которые работают в образовательной области:
- общие принципы, которые отражают ведущие тенденции в современном образовании: гуманизация, гуманитаризация, демократизация, интеграция, интенсификация и пр.;
- общепедагогические принципы, которые определяют организацию целостного педагогического процесса: природосообразность, культуросообразность, личностная направленность педагогического процесса, учет возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и пр.;
- система дидактических принципов, которыми регламентирован непосредственно сам процесс обучения.
Система принципов обучения и воспитания
Классическая дидактика традиционно включается в себя следующие принципы:
- преемственность, систематичность и последовательность;
- наглядность;
- сознательность и активность учащихся в обучении;
- самостоятельность;
- доступность и научность;
- связь теории с практикой;
- прочность.
Систематичность и последовательность предполагают соблюдение преподавателями в своей практической деятельности соблюдение следующих требований и правил:
- планирование системы занятий и каждого занятия, последовательности этапов и методов выстраивания в логике усвоения учениками учебного материала;
- введение новых понятий и способов деятельности, основанных на актуализации ранее изученных знаний;
- установление в процессе обучения межпредметных связей;
- моделирование жизненных ситуаций и решение проблемных задач;
- выделение в учебном материале узловых пунктов и сосредоточение на них внимания учеников, установление логических взаимосвязей между этими опорами;
- обеспечение при изучении учебного материала развития системного мышления учеников на основании усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.
Принцип наглядного обучения. В соответствии с данным принципом обучение базируется на использовании разнообразных типов наглядности, например, рисунков ,фотографий, макетов скелета человека, муляжей внутренних органов, схем, диаграмм, графики, звукозаписей, видеозаписей, кинофильмов.
Принцип сознательности и активности предполагает, что на основании характера преобладающей мыслительной деятельности учеников принято выделять три уровня познавательной активности:
- воспроизводящая активность, которую характеризует стремление ученика к пониманию, запоминанию и проникновению в суть явления, а также к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях;
- творческая активность, характеризующаяся стремлением учеников не только к проникновению в сущность явлений, но и к поиску новых способов решения, применению знаний в новых ситуациях;
- самостоятельная активность, предполагающая управление своей учебной деятельностью и мыслительную самостоятельность и продуктивность.
Принцип доступности предполагает необходимость соотнесения целей и задач, содержания, методов и форм обучения с познавательными возможностями и потребностями учеников, которые определяются их возрастом и индивидуальными особенностями личности.
Принцип научности тесно связан с необходимость обучающихся усвоить научно обоснованные знания, использовать методы обучения, соответствующие методам научного познания, направленные на процесс развития теоретического мышления, а также на формирование истинно научного представления об окружающем мире и сущности процессов, которые являются основанием современных технологий.
Принцип связи теории и практики. Использование принципа связи теории и практики в системе школьного обучения связано, в первую очередь, с решением учениками задач по осознанному усвоению знаний, формированию умений и навыков, а также их применению в практической деятельности. В данном случае практика выступает в качестве исходного этапа познания – опоры на жизненный и практический опыт учеников, а в качестве результата, рассматривается критерием эффективности учебной деятельности учеников.
Принцип прочности предполагает, что любые знания превращаются в инструмент и средство практической деятельности, если они будут не просто осмыслены и поняты, но и запомнены, сохранены в долгосрочной памяти, а учащийся способен воспроизводить их и использовать, чтобы решать новые познавательные и практические задачи.
Таким образом, если основываться в своей практической деятельности, на обозначенные выше принципы, то можно стать хорошим педагогом, руководствующимся главными положениями связи теории обучения и воспитания, так как образование невозможно без изучения ряда конкретных предметов и реализации общих принципов воспитания личности.