Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследования в педагогической деятельности

Виды исследований в области педагогики

Замечание 1

Под исследованием в педагогической деятельности понимают процесс и результат специально организованной научной работы, которая направлена на получение актуальных знаний о закономерностях воспитательно-образовательного процесса, его структуре, механизме, содержании, принципах и технологиях организации.

Исследование в педагогической деятельности способствует объяснению и предсказанию фактов и явлений в различных областях педагогики.

Выделяют три вида педагогических исследований, которые подразделяются в зависимости от направленности:

  1. Фундаментальные исследования. Результат исследования представляет собой обобщенные концепции, в которых отражены итоги теоретических и практических достижений в области педагогической деятельности, предлагаются модели дальнейшего развития.
  2. Прикладные исследования. Представляют собой исследовательскую работу, которая направлена на углубленное изучение какой-то определенной стороны педагогического процесса, открытие закономерностей в области педагогической практики.
  3. Разработки. Имеют направление на обобщение и обоснование определенных научно-практических рекомендаций, с учетом известных теоретических положений.

Логика исследований педагогической деятельности

Динамика и логика исследования педагогической деятельности предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  1. Эмпирический этап. На данном этапе исследователь получает необходимые сведения об объекте исследования, устанавливает проблему и актуальность исследования на основании противоречий между теорией и образовательной практикой. Основным результатом эмпирического этапа является формулирование гипотезы. Гипотеза – это предположение об изменениях в объекте в результате воздействия на него. Гипотеза требует проверки и подтверждения.
  2. Гипотетический этап. Данный этап направлен на разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте исследования и потребностью в его постижении. На гипотетическом этапе создаются условия для переход с эмпирического уровня исследования к теоретическому, либо экспериментально-теоретическому.
  3. Теоретический этап. Направлен на изучение преодоления противоречий между гипотетическими и функциональными представления об объекте исследования и потребностью системных представлений о нем.
  4. Прогностический этап. На данном этапе осуществляется разрешение противоречий между представлениями, которые были получены об объекте исследования как целостном процессе и необходимостью предвидеть и предсказать его дальнейшее развитие в существующих условиях.
«Исследования в педагогической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Организация любого вида исследования в педагогической деятельности подразумевает обязательное определение методологического аппарата, который включает в себя: проблему, актуальность, цель, предмет, объект, задачи, гипотезу, теоретическую и практическую значимость, научную новизну, положения, выносимые на защиту.

Программа исследования педагогической деятельности имеет два обязательных раздела:

  • Методологический. Включает в себя формулировку и обоснование методологического аппарата исследования.
  • Процедурный. Включает в себя план работы, основные процедуры, направленные на сбор, обработку и анализ результатов исследования.
Замечание 2

Таким образом, исследования в педагогической деятельности представляют собой строго структурированный процесс, который состоит из нескольких последовательных этапов и обоснованного методологического аппарата исследования.

Методы исследования педагогической деятельности

В соответствии с логикой и динамикой научного исследования в области педагогической деятельности осуществляется разработка методики исследования.

Определение 1

Методика исследования педагогической деятельности – это комплекс теоретических и практических методов, которые направлены на получение достоверных результатов исследования.

Для того, чтобы результаты были максимально правдивы и охватывали все стороны исследуемой проблемы необходимо использовать ряд методов.

Методы исследования педагогической деятельности необходимо отличать от методологии педагогического исследования. Методы исследования – это способы, средства, приемы, технологии и т.д. Все методы исследования педагогической деятельности подразделяются на три группы:

  1. Методы, направленные на изучение педагогического опыта – представлены приемами и способами исследования опыта организации воспитательно-образовательного процесса. Данные методы направлены на изучение не только отечественного опыта, но и опыта зарубежных педагогов. В процессе исследования педагогического опыта раскрываются реальные противоречия и проблемы.

    Замечание 3

    Основные средства изучения педагогического опыта – беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, изучение и анализ продуктов деятельности детей и документации педагогов.

  2. Теоретические методы – направлены на выявление проблем и формулирование гипотез исследования. Данные методы предполагают работу с научной и учебной литературой отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования. Анализу подвергаются учебные и методические пособия, научные статьи, монографии, диссертационные исследования и т.д. Вся полученная информация систематизируется и анализируется. По итогу проделанной работы делается обобщающий вывод от лица исследователя.

  3. Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot