Понятие о пенитенциарной педагогике
Исправительная (пенитенциарная) педагогика – это наука, занимающаяся исследованием исправительного воздействия на осужденных, которые отбывают наказание в виде лишения свободы.
Пенитенциарная педагогика занимается изучением специфики и закономерностей педагогического процесса, организуемого в местах лишение свободы, а также разрабатывает методы, средства, формы, приемы и принципы педагогического воздействия на осужденных.
Значимость и необходимость пенитенциарной педагогики заключается в том, что процесс социализации отбывших наказания в местах лишения свободы не всегда соответствует ожидаемым стандартам. Довольно часто, отбывшие наказание продолжают вести асоциальный образ жизни, проявляют преступное поведение, вновь совершают правонарушения. Именно на предотвращение всего этого направлена исправительная (пенитенциарная) педагогика.
По своей природе пенитенциарная педагогика имеет коррекционный характер воспитания, который предусматривает исправительное воздействие на человека. Исправительное воздействие предполагает исправление поврежденной и искаженной социализации посредством целенаправленного педагогического воздействия.
Исправительная (пенитенциарная) педагогика является частью уголовно-исправительной системы России.
Специфика исправительной педагогики заключается в разносторонности и сложности объекта исследования, который не имеет ни одна из отраслей педагогики.
Пенитенциарная педагогика направлена на разных лиц, которые отличаются по возрасту, состоянию здоровья, направленности личности, уровню социальной опасности и педагогической запущенности. Однако важным является учет данных факторов, так как от них зависит направленность научного педагогического поиска.
Разнородность объектов исправительной педагогики определяет теоретический и практический поиск максимально эффективных и действенных методов, средств и форм педагогического воздействия на осужденных. Большое значение при этом имеет и режим содержания каждого конкретного объекта исправительной педагогики.
Пенитенциарная педагогика значительно отличается от иных педагогических наук и отраслей. Данное отличие состоит в том, что она находится в тесной взаимосвязи с уголовно-исполнительным правом. В связи с чем, ее основные теоретические положения основаны на принципах уголовно-исполнительного законодательства. Практика же опирается на строгий регламент методов, средств и форм воздействия, которые четко ограничены правовыми рамками.
Таким образом, под пенитенциарной педагогикой понимается одно из направлений педагогики, занимающееся исследованием и поиском методов и средств эффективного педагогического воздействия на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Объект и субъект пенитенциарной педагогики
Особый объект пенитенциарной педагогики – это осужденный человек, который в силу разных причин и обстоятельств совершил преступление.
Человек, совершивший преступление, вне зависимости от причин, которые «подтолкнули» его на это, уже является деформированной личностью. Именно преодоление данных деформаций и является одной из главных задач исправительной педагогики. Важно не только разработать исправительную программу для осужденного лица, реализовать ее, но и периодически осуществлять контроль, за динамикой личностных изменений. Контроль динамики изменений осуществляется в различных видах деятельности осужденного – трудовая, учебная, повседневная и т.д.
По итогам контроля за осужденным, ему присваивается степень исправления: не вставший на путь исправления, вставший на путь исправления, твердо вставший на путь исправления и доказавший свое исправление. По мере смены статуса воспитательная работа изменяет свое содержание.
Субъект пенитенциарной педагогики – постоянный состав сотрудников, которые представляют собой орган, исполняющий наказание.
В первую очередь в качестве субъектов исправительной педагогики выступают аттестованные сотрудники и вольнонаемные работники исправительного учреждения. Все они, помимо специальных юридических знаний, должны в полной мере обладать знаниями в области психологии человека и исправительной педагогике.
В советское время к каждому сотрудники предъявлялись особые требования, которые были основаны на принципе «каждый сотрудник – воспитатель и контролер». В настоящее же время большее значение отводится именно контролю. Однако пока в учреждении одни будут заниматься воспитанием, а другие самоустраняться от него, толку в решении перевоспитания не добиться.
Области исследования пенитенциарной педагогики
Основными областями исследования исправительной педагогики являются:
- Организованный в местах лишения свободы педагогический процесс, в его различных формах и применениях.
- Исследование специфики субъектов и объектов исправительного педагогического процесса, их взаимосвязь и взаимодействие друг с другом.
- 3 Определение сущности социально-психологических в среде осужденных, выявление их специфики, условий и средств управления ими.
- Изучение технологий педагогического воздействия на отдельных осужденных и их группировки.
Исследование каждой области пенитенциарной педагогики подразумевает решение ряда задач:
- Всестороннее изучение всех элементов педагогической системы, их взаимозависимость и взаимосвязь.
- Исследование специфики методов, средств, форм и приемов педагогического воздействия на осужденных в условиях мест лишения свободы.
- Исследование условий, в которых возникают и «протекают» взаимоотношения между субъектом и объектом пенитенциарной педагогики.
- Исследование и детальное объяснение закономерностей процесса ресоциализации осужденных.
- Описание реальных педагогических явлений в местах лишения свободы и их отличие от явлений существующей социальной действительности.
- Прогнозирование дальнейшего развития пенитенциарной педагогики как науки.
- Всестороннее исследование процесса ресоциализации осужденных.
- Формирование и последующее закрепление у осужденных социально-полезных знаний, развитие умений применения их на практике.