Понятие и свойства интерактивной доски
Интерактивная доска – это интерактивный экран магнитно-маркерного характера, ориентированный на отображение на нем информации, перенесенной с ПК или иного проектора.
Данные доски позволяют не только перенести информацию с ПК, но и управлять ее представлением за счет сенсорной панели. Это очень актуально для использования их в образовательном процессе: на доске можно делать пометки, выделить значимое, сущностное, отмечать важные аспекты темы и т.д.
Интерактивные доски, на сегодняшний день, являются распространенным средством обучения. Они применяются педагогами в преподавании различных дисциплин, упрощая процесс освещения новой темы занятия и, делая его более увлекательным и плодотворным.
Интерактивная доска позволяет педагогу сэкономить время подготовки урока и облегчает контрольный этап занятия – проверку знаний.
Основными свойствами интерактивных досок являются:
- Возможности размещения учебного материала на нескольких страницах. Для работы с досками применяется специальное программное обеспечение, позволяющее правильно расположить информацию, чтобы ее восприятие учащимися было продуктивным.
- Наличие спецэффектов. Они позволяют представить учебный материал в более красочной и увлекательной форме, способствуя удерживанию заинтересованности учащихся, концентрации их внимания на учебном материале.
- Мультимедийность. Доска позволяет представлять информацию в объемном виде, в движении.
- Возможности сохранения информации, представленной с помощью доски. Это обеспечивает доступность темы для учащихся после завершения занятия и возможности ее последующего просмотра для закрепления информации.
Интерактивную доску можно использовать в течение всего занятия или на его отдельных этапах. Все зависит от подхода педагога, его видение преподавания конкретной дисциплины.
Работа с интерактивными картами на уроках географии
Одним из способов работы с интерактивной доской является применение интерактивных карт. Их использование особенно актуально на уроках географии.
Познание географических карт – основа изучения географии. Если учащиеся не знают карту, не умеют ее читать, то информация, полученная на уроке не будет продуктивной, поскольку, незнание, непонимание географической карты сокращает возможности ее практического использования.
Такие карты позволяют представить разнообразные географические процессы и объекты во времени и пространстве. Их демонстрационные возможности гораздо шире традиционных печатных карт. Это обусловлено тем, что интерактивные карты позволяют:
- Приближать объекты, участки земли, атмосферные слои, климатические кадры для их рассмотрения в более детальном виде, с разных сторон;
- Упростить представление карты. Например, можно убрать некоторые объекты и обозначения и показать только то, что необходимо для изучения на текущем уроке;
- Наносить на карту обозначения, условные знаки. Это делает представление более широким и упрощает запоминание нахождения конкретных географических объектов;
- Совмещать несколько карт. Так, можно одновременно рассмотреть разные географические объекты и процессы с разных сторон их развития, выявить их связи и закономерности;
- Добавлять к картам текстовые пояснения. Они позволяют углубить понимание карты учащимися;
- Убирать различные слои или, напротив, добавлять их на карту. Слои необходимы для рассмотрения разных географических объектов: водных, рельефов, течений, градусов их расположения. Каждый урок имеет свое целевое назначение, что требует рассмотрения отдельных слоев карты.
Рисунок 1. Использование интерактивных карт на уроках географии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Работа с интерактивной картой на уроке географии реализуется по следующим основным направлениям:
- Работа со слоями. Она связана с добавлением на карту различных объектов. К примеру, изучается отдельный материк, на который постепенно добавляются его рельефные особенности, реки, озера, отрасли хозяйства, размещение населения. Каждый слой можно подписать, добавить на него информационный блок - отражение значимых географических объектов, их параметров, характеристик.
- Работа с дополнительным материалом. Такие материалы могут быть представлены фотоснимками географических объектов, иллюстрациями. Они позволяют сопоставлять их с картами и ее слоями, наносить их на карту, делая процесс знакомства с картой более наглядным и понятным.
- Работа с дополнительными функциями карты. При работе с картами используется и функция рисования. Она позволяет делать пометки, обозначения объектов, систематизировать их расположение на карте. Также, работа со слоями позволяет тренировать навыки учащихся в ориентации на географических картах. Они выполняют задания на добавление тех или иных объектов на карту, обозначают границы государств, рисуют водные объекты по координатам, проводят линии водоразделов и т.д.
- Творческая деятельность. Она позволяет перемещать географические объекты по карте, изменять их цвет, делать представление каких-то объектов и процессов более наглядным, за счет выделения цветом, подсветки, увеличения, рисовать на карте разные климатические условия регионов, образования атмосферных слоев и т.д.
- Практическая работа учащихся. Доска позволяет построить графики изменения температур в течение определенного временного промежутка, строить диаграммы облачности в определенном регионе, сформировать годовую цикличность осадков и др.
Таким образом, интерактивная доска и ее интерактивные карты способствуют переходу содержания географического образования на новый уровень. Процесс обучения становится более продуктивным и целеориентированным. Педагогу удается достичь целей обучения географии более быстрыми темпами. Подготовка к урокам, также, становится более эффективной и упрощенной. Это открывает возможности проведения уроков географии в опоре на применение творческих методов работы. Интерактивные карты используются и для контроля знаний учащихся, т.е. они позволяют оценить уровень понимания учащимися карты и ориентации на ней.