Необходимость использования ИКТ в школе
Воспитательная работа в школе – это педагогическая деятельность, интегрирующая учебные занятия, занятия в объединениях дополнительного образования, а также экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия.
Качество образования всегда зависело от уровня подготовленности педагога. На современном этапе образования, чтобы обеспечить эффективность образовательной деятельности, необходимо использовать средства информатизации.
Современное образование – процесс непрерывный. В начальной школе это предполагает смену приоритетов в расстановке образовательных целей: одним из результатов воспитания в школе должна стать готовность детей овладевать современными компьютерными технологиями и способность к актуализации полученной с их помощью информации, чтобы далее проходило самообразование. В связи с этим информационная компетентность – одна их основных характеристик современного педагога.
Познавательная активность ребенка организует внимание, если изучаемый материал вызывает интерес, то есть уроки должны быть интересными и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках можно благодаря использованию в процессе учебно-воспитательной деятельности ИКТ.
Цель использования ИКТ в воспитательной деятельности
Активное использование ИКТ в начальной школе помогает успешно достичь общих целей образования, облегчить формирование компетенции в области коммуникации, то есть умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать и выражать собственные мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать для себя что-то новое, делая выбор и принимая решение.
Использование ИКТ на разных урока дает возможность переходить с объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный, когда ребенок превращается в активный субъект учебной деятельности. Это помогает осознанно осваивать знания учащимися.
Основная идея использования ИКТ – стимулировать учебно-познавательную активность каждого учащегося посредством вовлечения его в творческую деятельность.
Цель применения ИКТ – повысить результативность обучения через активизацию познавательной деятельности, повысить интеллектуальное развитие учеников, эффективность образовательного процесса и качество образования.
Чтобы эта цель была достигнута должны быть решены следующие задачи:
- активизировать познавательную деятельность учеников посредством использования современных электронных учебных материалов, которые предназначены для использования на уроках в младших классах;
- развивать мотивацию к обучению;
- развивать информационное мышление школьников, формировать информационно-коммуникативные компетенции;
- развивать навыки самообразования и самоконтроля у учащихся начальной школы;
- повышать уровень комфортности обучения;
- снижать дидактические затруднения учеников;
- повышать активность и инициативность на уроках и во внеурочной деятельности.
Использование современных ИКТ дает возможность эффективного решения многих учебных и воспитательных задач:
- обучить воспринимать и перерабатывать информацию, развивать коммуникативные способности;
- развивать критическое мышление, умения понимать скрытый смысл определенного сообщения;
- включать внешкольную информацию в контексте общего базового образования, в системе формируемых в предметных областях знаний и умений;
- формировать умение находить, готовить и передавать требуемую информацию, включая использование различного технического инструментария;
- формировать исследовательские умения, умение принимать оптимальные решения.
Использование ИКТ помогает реализовывать деятельностный подход к изучению материала, рационально использовать время урока, дифференцировать работу учащихся, демонстрировать им аккуратные и четкие образцы оформления решений, развивать мотивацию на дальнейшую учебную деятельность и удовлетворять собственные познавательные интересы.
Основная идея использования ИКТ – стимулировать учебно-познавательную активность каждого ученика посредством вовлечения его в творческую деятельность.
Чтобы повысить качество воспитательной работы в школе, учитель должен контролировать следующие составляющие воспитания:
- целеполагание;
- мотивация деятельности детей;
- формирование умений учеников;
- создание обратной связи «учитель-ученик»;
- создание проблемных ситуаций;
- комфортное самочувствие каждого участника образовательной деятельности.
Все это должно находиться в поле зрения учителя, подвергаться его управленческому воздействию.
Задача учителя заключается в создании благоприятных условий для коллективной работы учащихся и управлении этим процессом.
Структура деятельности учителя на основе ИКТ
Структура деятельности учителя во время планирования и проведения урока на основании ИКТ включает следующие этапы:
- провести анализ данных по конкретному классу, на основании результатов психологического мониторинга. Определить методы и формы работы с классом и отдельными учащимися;
- использовать электронные модели учебников на каком-либо этапе урока, основываясь на типе проводимого урока;
- проводить тестовый контроль посредством специальной тестовой оболочки;
- анализировать данные педагогического мониторинга, чтобы корректировать содержание следующего урока в рассматриваемом классе, например, определить, что не усвоили, и могли бы вернуться к этому позже.
На сегодняшний день в школе сменяются приоритеты в расстановке целей образования. Один из результатов обучения и воспитания первой ступени – формирование готовности детей овладевать современными компьютерными технологиями и способности актуализации полученной с их помощью информации для процесса дальнейшего самообразования.
Чтобы реализовать данные цели, должны применяться в практике работы учителя разные стратегий обучения, в частности информационно-коммуникативных технологий учебно-воспитательного процесса.