Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушениями интеллекта

Особенности организации игровой деятельности детей с умственными отклонениями

Игровая детская деятельность имеет важное значение для развития и формирования личности ребенка. Такая деятельность давно получила научное обоснование.

Игра – это основная детская деятельность. В задачу педагога входит организация рационального игрового пространства в дошкольном образовательном заведении. Игра должна быть построена таким образом, чтобы в максимальной степени способствовать решению основных воспитательных задач. Педагогу необходимо направлять детей в игру, ориентированную на освоение каких-то знаний и получение навыков. При этом важно учитывать и то, что игра является своеобразным направлением детской деятельности, которую выполняют все дети самостоятельно.

Игра используется в качестве основной формы и средства воспитания в дошкольных организациях. Дети с умственными отклонениями не являются исключением. Для них, игра, также, выступает ведущей формой развития их интеллектуальных способностей. Особенную ценность представляют подвижные игры.

Подвижные игры позволяют развивать моторные функции организма и психические процессы ребенка с умственными отклонениями. Это достигается посредством активных движений и быстрой смены игровых ситуаций, которые запускают деятельность нервных процессов и, развивают навыки скорого реагирования на изменчивые условия среды и выполнение нестандартных действий.

Мыслительные процессы при подвижных играх работают достаточно активно. Они включают механизм экономии энергии, давая ребенку выбор операции, которую он должен выполнить, чтобы достичь определенной цели и добиться лучшего исхода игры. Кроме того, ребенок еще должен учитывать, что он играет не один. Партнеры по игре совершают действия, на которые ребенок реагирует, учитывает их при выполнении собственных действий, адаптируется к игровой обстановке. Большие объемы разнообразных данных, поступающих в мозг, активизируют развитие психических процессов.

Подвижные игры детей с умственными отклонениями способствуют:

  • Развитию восприятия;
  • Формированию моторных функций;
  • Развитию памяти;
  • Развитию речи;
  • Развитию воображения;
  • Активизации интеллектуальной деятельности;
  • Развитию познания.
«Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушениями интеллекта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Подвижные игры необходимо правильно организовывать, с учетом индивидуальных особенностей развития умственно отсталого ребенка, его состояния физического и психического здоровья, чувств и эмоций. Ведь, состояние детей с умственными отклонениями характеризуется нестабильностью.

Замечание 1

Игры организуются путем выбора различных методов и форм их проведения, обусловленных степенью ограниченности подвижности ребенка, степенью его умственных отклонений, психическими характеристиками.

Подвижные игры проводятся с учетом ряда важных параметров:

  1. Содержание игр должно отвечать возможностям ребенка т.е. сюжет игры, ее правила, двигательная нагрузка должны быть доступными для выполнения ребенком, отвечать его уровню интеллектуального развития и психическому состоянию;
  2. Освоение моторных операций в игровой деятельности должно производиться постепенно: от выполнения простейших упражнений до более сложных;
  3. Игры должны быть ориентированы на комплексное развитие организма ребенка с умственными нарушениями т.е. развивать не только интеллект, но и физические качества, двигательные возможности, координацию, пространственную ориентацию и т.д.;
  4. Игра должна быть ориентирована на мотивацию к развитию познавательных процессов, развивать творческие направления деятельности.

Организация дидактических игр для детей с умственными отклонениями

Замечание 2

Дидактическая игра ориентирована на обучение ребенка и коррекцию его недостатков. Поэтому, такие игры актуально использовать для работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального характера.

Дидактические игры организуются таким образом, чтобы дети могли выполнять действия не самостоятельно, а при взаимодействии со взрослым. Это облегчает восприятие игры ребенком и создает условия для приобретения ребенком опыта деятельности и развития. Это важное условие для детей, имеющих умственные нарушения, поскольку они имеют достаточно бедный и не обобщенный опыт действий с различными предметами.

Дидактические игры могут быть ориентированы на развитие сотрудничества ребенка со взрослыми, на развитие ручной моторики, сенсорных параметров восприятия, развитие мышления, речи и внимания.

Дидактические игры для детей с умственными отклонениями организуются по следующей методике:

  1. Подготовка игрового пространства. Создаются оптимальные условия для игр, отвечающие специфике развития ребенка и его ограничениям;
  2. Выбор игры. Игра должна соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка;
  3. Конкретное содержание и целевое назначение игры;
  4. Простота правил и их доступность для детей;
  5. Безопасность и красочность игровых атрибутов. Они должны увлекать ребенка, развивать его интерес и не угрожать жизни и здоровью;
  6. Применение минимума игровых атрибутов. Это облегчает процесс понимания правил и сюжета игры;
  7. Спокойное ведение игры. Нельзя проводить игру в слишком быстром темпе, насыщать ее нервным напряжением и эмоциональным настроем.

Организация продуктивной деятельности детей с умственными отклонениями

Продуктивная деятельность очень важна для детей, имеющих умственные отклонения. Она развивает детское творчество, посредством создания эстетической развивающей среды. Кроме того, продуктивная деятельность помогает детям с умственными отклонениями найти оптимальный для них способ самовыражения своей личности.

Дети учатся общаться друг с другом и выстраивают отношения со взрослыми во время продуктивных занятий. Они учатся контролировать свои эмоции, достигают эмоциональной устойчивости. Ребенок с умственными отклонениями постепенно приходит к принятию себя, своих особенностей развития.

Методика продуктивной деятельности для детей с умственными отклонениями направлена на:

  1. Организацию эмпатического общения. для этого, на занятиях создается соответствующая среда принятия ребенка, оказывается эмоциональное сопереживание ему;
  2. Развитие у ребенка с отклонениями чувства собственного достоинства и самоуважения, осознания своего место в этом мире и своей значимости;
  3. Осознание и понимания существующих рамок. Ребенку необходимо усвоить, что есть ограничения его деятельности, что не все, что он желает он может полностью реализовывать;
  4. Развитие творческой активности детей с умственными нарушениями;
  5. Коллективную оценку выполненных работ. Это развивает навыки детского общения, позволяет осознать себя частью коллектива, видеть конечный результат своей деятельности и деятельности других детей.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot