Понятие активных методов обучения иностранному языку в средней школе
Активные методы обучения (АМО) — это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности во время овладения учебным материалом.
В настоящее время система образования России претерпевает значительные изменения. Одним из нововведений является введение в действие нового ФГОС и национального проекта образования, которые предусматривают совершенствование существующих методов и средств овладения учебным материалом.
Особая сложность в овладении учебным материалом возникает у детей в процессе обучения иностранному языку. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных методов и средств подачи учебного материала, разработке инновационных педагогических технологий и т.д.
Одними из наиболее популярных и востребованных, в последнее время, становятся активные методы обучения.
Особенность активных методов обучения состоит в том, что они направлены на формирование у учащихся положительной учебной мотивации. В процессе обучения иностранному языку, посредством использования АМО, учащиеся вовлекаются в учебный процесс, где у они не только овладевают знаниями иностранного языка, но и одновременно у них происходит развитие креативности, познавательной активности, коммуникативных качеств, умение работать в команде, вести совместную исследовательскую и проектную работу и т.д. То есть, АМО оказывают на учащихся комплексное влияние, способствуют не только усвоению необходимого учебного материала, но общему развитию детей.
Использование АМО на уроках иностранного языка в средних классах общеобразовательной школы, способствует решению образовательных задач. Это связано с тем, что нестандартные методы, особенно ярко запоминаются учащимся. Кроме того, использование АМО позволяет «разбавить» скучные и монотонные учебные занятия, проводимые в рамках стандартного урока.
Таким образом, АМО позволяют учащимся средних классов овладеть знаниями в области иностранного языка, чувствовать себя уверенно при общении с носителями языка, а также самостоятельно и оперативно решать различные жизненные задачи.
Виды активных методов обучения иностранному языку в средней школе
Обучение в сотрудничестве – это обучение, проводимое в малых группах, основанное на гуманистических идеях педагогики.
Основная идея метода – создание условий для активной совместной образовательной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.
Эффективность данного метода заключается в том, что при стандартном методе обучения педагог сталкивается с проблемой, когда одни ученики усваивают учебный материал быстрее, а другие напротив отстают. Связано это с тем, что некоторые учащиеся стеснительны и не могут задать педагогу уточняющие вопросы, попросить что-то разъяснить и объяснить. В то время как метод обучения в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы. Общаясь друг с другом детям проще понять учебный материал, более «сильные» помогают «слабым» в усвоении новых знаний.
Метод проектов – занимает особое место среди методов АМО, представляет собой комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать образовательный процесс, дает учащимся возможность проявить самостоятельность в собственной учебной деятельности.
Данный метод основан на проектировании. Проект – это индивидуальная работа учащегося над конкретной темой. Работа над проектом увлекательна, мотивирует учащегося на самостоятельный поиск информации, ее переработку и систематизацию. Ученику предоставляется относительная свобода в выборе источников, он сам может решить воспользоваться ему только учебником по иностранному языку, предусмотренным учебной программой или же использовать в работе и иные источники информации.
Методы проблемного обучения – это система методов обучения, которые подразумевают не заучивание учащимися необходимого учебного материала, а их самостоятельный поиск в ходе решения поставленной учебной задачи и усвоение.
В основе данного метода заложена определенная проблемная ситуация, которая представляет собой познавательную трудность. Преодоление данной познавательной трудности предполагает самостоятельный поиск и усвоение учащимися определенных знаний в области иностранного языка.
Любая проблемная ситуация, должна обязательно включать в себя четыре взаимосвязанные функции:
- стимулирующая;
- обучающая;
- организующая;
- контролирующая.
Решение проблемной ситуации на уроке иностранного языка, способствует развитию у учащихся средних классов коммуникативных навыков, усвоению новых знаний, закреплению и расширению полученных ранее, а также овладение навыками самостоятельного поиска решения.
Исследовательский метод – направлен на организацию во время урока иностранного языка исследовательской деятельности, которая может быть представлена в виде проблемных уроков, мини-проектов, творческих заданий и т.д.
Метод дискуссии – это метод, основанный на групповом взаимодействии.
Метод дискуссии предполагает совместное обсуждение учебного материала, в рамках коллективного сотрудничества. Дискуссия может вестись как на родном языке, так и на изучаемом иностранном языке. Таким образом, данный метод способствует развитию у учащихся разговорного навыка на иностранном языке, расширение полученных знаний и приобретение новых.
Кейс-метод: анализ конкретных ситуаций - суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Описание проблемы и представление ее решения должно быть представлено перед аудиторией на изучаемом иностранном языке.
Использование технологии АМО позволяет сделать уроки иностранного языка в средней школе современными, отвечающими потребностям обучающихся, а также повысить уровень мотивации учащихся и их активности в усвоении учебного материала.