Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций

Технология преподавания грамматики иностранного языка

Определение 1

Грамматика языка – это раздел науки о языке, занимающийся исследованием правильного построения речи т.е. предложений в верной и доступной для понимания и восприятия форме.

Грамматический строй речи обуславливает формирование правильно построенной устной речи и ее письменного представления. Это обуславливает выбор грамматического обучения, в качестве отправной точки знакомства с языком. Овладение иностранной речью возможно только при знакомстве с ее грамматическим строем и его специфическими параметрами.

Овладение иностранной речью требует знания не просто правил построения предложений, но и развитие практических навыков применения разнообразных речевых конструкций и моделей речи в устной и письменной иностранной речи.

Обучение грамматике иностранного языка в общеобразовательном учебном заведении происходит по двум основным направлениям:

  1. Эксплицитное обучение. Оно основывается на изучении грамматических правил, путем их детального разбора, а также грамматических явлений конкретного языка.
  2. Имплицитное обучение. Оно основывается на выучивании конкретных грамматических конструкций и моделей без знания правил их построения.
Замечание 1

Как правило, технология обучения грамматике иностранного языка основывается на применении обоих направлений, ибо по отдельности ни одно из них не может быть эффективно применено в современных условиях реализации учебного процесса.

Технология обучения грамматике основывается на применении двух основных методов:

  • Индуктивный метод.
  • Дедуктивный метод.

Индуктивный метод связан с самостоятельной работой учащихся над грамматическими правилами и явлениями, начиная с его части и заканчивая рассмотрением целостной грамматической структуры. Этот метод активно применяется в начальной и средней школе, поскольку развивает навыки языковой догадки, способствует усвоению и закреплению у учащихся грамматических правил и не содержит сложных грамматических приемов обучения и терминологии.

«Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Что касается дедуктивного метода, то он основывается на проговаривании грамматического правила педагогом и дальнейшей работе учащихся над практическим применением грамматических структур. Использование этого метода актуально в старшей школе, поскольку он ориентирован на расширенное изучение языка и требует наличия определенной системы грамматических знаний. Реализация данного метода происходит поэтапно:

  1. Изучение грамматического правила и всех терминов, которые оно затрагивает.
  2. Упражнения на поиск новых грамматических структур в речи и объяснение учащихся о правилах их построения и причинах использования в данных обстоятельствах.
  3. Выполнение упражнений по шаблону. Дается образец, по которому учащиеся должны составить предложение с использованием конкретных грамматических структур.
  4. Постепенный переход от выполнения шаблонных упражнений к трансформационным.
  5. Задания на перевод текста с родного языка на иностранный.

Помимо индуктивного и дедуктивного методов обучения, грамматика иностранного языка изучается, посредством:

  1. Ситуативной методики. Она основывается на применение специальных ситуативных моделей. Учащиеся слушают текст с новыми грамматическими конструкциями и повторяют образец их построения за педагогом. Затем, учащимся даются задания на практическое применение новых грамматических конструкций. Как правило, происходит построение устных диалогов. Для закрепления материала, учащимся дается самостоятельное задание на построение учебного диалога с несколькими грамматическими конструкциями;
  2. Коммуникативного метода. Он основывается на непосредственном общении на иностранном языке, в ходе которого происходит знакомство с грамматическими конструкциями. Учащиеся слушают речь педагога на иностранном языке, подражают его интонации произношения. Затем реализуется группировка фраз по смысловому назначению и форме представления для создания образца речевой ситуации. Все грамматические структуры, которые были усвоены в процессе коммуникации необходимо довести до автоматизма т.е. развить у учащихся навыки их применения в различных ситуациях.

Принципы обучения грамматике иностранного языка с опорой на лингвистику

Любой метод обучения иностранному языку базируется на лингвистическом материале. Лингвистика является фундаментом обучения иностранной речи.

Лингвистическая основа – это речевой материал, который применяется в конкретном методе обучения с учетом его принципов и особенностей, цели обучения, закономерностей конкретного языка и индивидуальных и возрастных особенностей развития учащихся.

Если в основу обучения положена лексика, то оно может быть реализовано с помощью таких подходов, как:

  1. Аспектный подход. Он предполагает разделение языка на лексику, грамматику и фонетику. Лексика подразделяется по темам, признакам без связи с организацией грамматических структур языка, а их взаимодействие носит стихийный характер.
  2. Структурный подход. Он основан на рассмотрении языка в качестве структуры, состоящей из взаимосвязанный компонентов. Каждый компонент является основой для формирования иных компонентов.
  3. Структурно-функциональный подход. Он основан на демонстрации устройства и порядка употребления языка и его отдельных компонентов. Структура построения предложения должна отвечать конкретной коммуникативной цели и ситуации, а она, в свою очередь, предопределяет лексическое наполнение предложения.

Обучение грамматике, в основе которого лежит лингвистика, основывается на следующих принципах:

  1. Изучение правил, как основы практической речи и их подчинение развитию грамматических умений;
  2. Поэтапное формирование грамматических навыков;
  3. Сравнение грамматических конструкций иностранного языка и их связи с лингвистикой с родным языком;
  4. Отдельное изучение активной и пассивной грамматики иностранного языка.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot