Интерактивная форма обучения – это специально разработанная форма построения образовательного процесса, ориентированная на организацию познания в совместной работе, деятельности и взаимодействии учащихся.
Интерактивное обучение является формой диалогового взаимодействия между педагогом и учащимися. Такое обучение мотивирует к активному познавательному процессу, развивает навыки коллективного творчества.
Интерактивные формы обучения активно применяются в обучении иностранным языкам учащихся старших классов.
Содержание интерактивной формы обучения иностранным языкам
Использование данного подхода в обучении вообще, и в изучении иностранных языков, в частности, направлено на формирование условий для проявления активного познания учащимися и повышения эффективности образовательной деятельности.
Интерактивное обучение является инновационной формой познания, ориентированной на организацию диалогового взаимодействия на учебном занятии и нацеленной на полноценное развитие учащегося, формирование навыков активного мышления и самостоятельного познания.
Данная форма обучения направлена на повышение качества обучения иностранным языкам и эффективности усвоения образовательной программы по данной дисциплине.
Сущность интерактивной формы обучения иностранным языкам заключается в следующем:
- Организация взаимодействия всех участников образовательной деятельности.
- Информационный обмен между учащимися класса и педагогом.
- Построение моделей образовательного процесса и учебных ситуаций.
- Создание условий для делового сотрудничества участников обучения.
- Оценка учащимися знаний и навыков друг друга, способов принятия решений, их верности, рациональности и целесообразности.
- Рост познавательной активности всех участников интерактивного обучения.
- Создание условий для развития конкуренций и сотрудничества, направленного на достижение конкретного образовательного результата.
Активная деятельность учащихся на уроках иностранного языка, являющаяся основой интерактивной формы работы, ведет к достижению высоких образовательных результатов деятельности.
Важным аспектом интерактивного обучения является его активное воздействие на речевое развитие учащихся. Это обуславливает использование интерактивных методов в языковом познании и положительные результаты от его применения. Кроме того, учащиеся учатся сотрудничать, работать в коллективе, выражать свое мнение и отстаивать его, аргументировать свою точку зрения и опираться на жизненный опыт в языковом познании.
Обучение иностранным языкам с использованием интерактивных форм позволяет:
- Снизить трудности языкового познания;
- Увеличить количество времени на речевую практику каждого учащегося;
- Сделать процесс запоминания проще, а знания устойчивее;
- Применять разные методы и средства обучения;
- Сформировать творческую направленность деятельности педагога и учащихся.
Таким образом, интерактивное изучение языка основано на познании во взаимодействии. В его основе лежит взаимодействие между учащимися. Педагог не играет решающей роли в обучении, а выступает, лишь, его организатором т.е. он организует взаимодействие учащихся.
Разновидности интерактивных методов обучения, используемых на уроках иностранного языка в старшей школе
На уроках иностранного языка используются следующие методы интерактивного обучения:
- Проектные методы.
- Организация дискуссий. Дискуссии проводятся по разным коммуникативным ситуациям и проблемам языкового познания.
- Проведение соревнований. Соревнования организуются в области успехов в языковом познании. Могут быть устроены соревнования по выражению своих мыслей на иностранном языке, выполнению творческого задания, монологовой и диалоговой речи и т.д.
- Просмотр видеофильмов.
- Игровые методы обучения. Наиболее популярными среди них являются ролевые игры.
- Технология портфолио.
- Метод мозгового штурма.
- Метод круглого стола.
Рисунок 1. Интерактивные формы обучения иностранному языку. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интерактивные методы обучения, ориентированы на создание аутентичной языковой среды на завершающем этапе языкового познания старшеклассников. Это способствуют включению учащихся в ситуации межкультурного коммуникативного взаимодействия и заложить основы иноязычной коммуникативной культуры учащихся.
Рисунок 2. Интерактивные методы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ролевая игра как интерактивная форма обучения иностранному языку
Одной из форм обучения иностранному языку учащихся старших классов является ролевая игра. Она относится к методам интерактивного обучения т.е. основана на взаимодействии учащихся в ходе познания.
Организация ролевой игры имеет поэтапную структуру. Основными этапами игрового и познавательного действия являются:
- Постановка проблемы. В основе ролевой игры лежит проблемная ситуация, требующая разрешения. Происходит разбор конкретной коммуникативной ситуации и выявляются ее проблемные аспекты.
- Распределение ролей и хода игры. Здесь осуществляется распределение ролей между участниками игры и ознакомление с ее правилами. Также, изучается ход игрового действия и его особенности.
- Разработка сценария игры. Сценарий отражает суть проблемной ситуации и возможности ее разрешения.
- Подготовка игрового оборудования. Здесь готовятся все инструменты, необходимые для реализации хода игры. Это может быть иностранная литература, знаки, символы, чистые листы, ручки и т.д.
- Подготовка каждого учащегося к игровому действию. Педагог разъясняет ход игры и помогает понять ее суть каждому учащемуся, отвечает на интересующие их вопросы.
- Реализация хода игры. Ход игры зависит от конкретной иноязычной коммуникативной ситуации, которая исследуется на уроке. Он может предполагает разделение учащихся на команды, парную работу и т.д.
- Подведение итогов. Этот этап имеет особую значимость, поскольку он предполагает самооценку учащимися собственных иноязычных высказываний, оценку работы других и правильности ролевого поведения, а также достижения цели игрового действия.