Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС
Инновационные технологии – это совокупность методов, приемов и способов обучения, объединенных в системы и направленных на достижение высоких образовательных результатов посредством динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.
В настоящее время каждый воспитатель стремится организовать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы он был не только максимально результативным для детей, но и способствовал его личностному развитию. Этому способствует использование разнообразных инновационных технологий.
Внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательную деятельность ДОУ является важным условием для осуществления совершенствования и реформирования отечественной системы дошкольного образования.
Развитие ДОУ происходит через внедрение и освоение новшеств и нововведений, в рамках которых педагогический процесс все более ориентирован на детей, учет их индивидуальных возможностей и потребностей. Кроме того, инновации направлены на личностный рост воспитанников ДОУ, развитие у них врожденных задатков и талантов. Необходимо помнить и том, что воспитать самодостаточную и творческую личность может только действительно талантливый педагог, который постоянно совершенствует свой профессионализм и мастерство.
Таким образом, инновационные технологии в системе дошкольного образования направлены на внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ современных приемов и компонентов, направленных на его модернизацию и совершенствование.
В современной системе дошкольного образования, воспитателями применяются уже готовые инновационные технологии, которые они адаптируют под условия ДОУ и уровень развития детей в группе. Кроме того, многие воспитатели самостоятельно разрабатывают и внедряют в воспитательно-образовательный процесс авторские технологии. Разработка авторских инновационных технологий может быть обусловлена индивидуальными проблемами, а также потребностью эффективного решения задач воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Виды инновационных технологий
К основным инновационным технологиям в дошкольном образовании относятся:
- Здоровьесберегающие технологии – это технологии, основной целью которых является создание в ДОУ условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования у них знаний по оказанию первой медицинской помощи, а также навыков ЗОЖ.
- Проектная деятельность – это технологии, которые подразумевают совместную деятельность ребенка и воспитателя над определенным проектом. В ходе проекта ребенок получает знания, которые становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в имеющейся у ребенка базе знаний.
- Исследовательская деятельность – это технологии, в основе которой «лежит» исследовательская деятельность, направленная на формирование у детей исследовательского типа мышления. Основной целью является организация и выполнение экспериментов, доступных для детей. Эксперимент позволяет ребенку воочию увидеть весь процесс и полученный в итоге результат.
- Коррекционные технологии – это технологии, которые направлены на снятие у детей психоэмоционального напряжения. Основными коррекционными технологиями, применяемыми в ДОУ являются цветотерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия и АРТ-терапия.
- Развивающие технологии – это технологии, которые представляют уже готовый продукт или шаблон действий, необходимых для самостоятельного выполнения ребенком. В ходе выполнения необходимых действий ребенку приходится решать проблемы, учиться применять свои знания и умения на практике.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии, в рамках которых используются современные компьютерные технологии. Их актуальность обусловлена тем, что в настоящее время практически все в окружающем мире связано с компьютерами и информационными технологиями. Их освоение необходимо детям для того, чтобы иметь возможность свободно действовать в современном мире. Кроме того, применение компьютерных технологий в организации педагогического процесса делает его более привлекательным для детей и способствует лучшему усвоению учебного материала. Например, использование мультимедиа, презентаций, видеороликов, аудиозаписей во время учебных занятий.
- Личностно-ориентированные технологии – это технологии, целью которых является создание в рамках воспитательно-образовательного процесса демократических и партнерских взаимоотношений между педагогом и ребенком, основанных на взаимном уважении. Кроме того, данная технология ориентирована на создание в ДОУ условий, необходимых для своевременного и всестороннего развития личности. То есть, личностно-ориентированная технология ставит во главу процесса обучения личность ребенка.
- Игровые технологии – это технологии, которые представляют собой фундамент всего дошкольного образования. Это связано с тем, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста выступает игра. В игре ребенок познает мир, учится взаимодействовать с окружающими, получает знания и навыки их применения на практике, а также обогащает собственный жизненный опыт. Игры, используемые в дошкольном образовании, имеют множество обучающих и познавательных функций.
- ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач) – данная теория ставит во главу процесса обучения – детское творчество. С помощью ТРИ воспитатель облекает сложный для детского понимания и восприятия учебный материал в легкую и доступную форму. С помощью ТРИЗ дети дошкольного возраста учатся и развиваются. В рамках ТРИЗ воспитатель использует сказки и различные бытовые приемы.
Личностно-ориентированные и игровые технологии – это технологии, которые способствуют развитии у детей индивидуальности. Как показывает практика, именно эти технологии представляют собой основу всего образовательного процесса в ДОУ. Обусловлено это тем, что в рамках данных технологий делается особенный акцент на личности ребенка и развитие у него специфических особенностей.