Истоки гуманистической идеи педагогики
Особенностью современного общества можно назвать его повышенное внимание к личности человека, его потребностям и возможностям. Данные тенденции отражены и в системе образования, которая ориентирована на гуманизацию процесса воспитания и обучения.
На сегодняшний день существует две теории зарождения гуманистической педагогики.
Согласно первой теории, истоки гуманистической педагогики берут свое начало в США. Основой являются работы К. Роджерса («ценностный процесс»), А. Маслоу (теория потребностей, «самоактуализация»). Именно эти ученые разработали теории, согласно которым каждый человек имеет определенные задатки, заложенные в нем природой. Данные задатки в процессе роста и воспитания человека развиваются. При правильном подходе к процессу воспитания возможно развитие всех ценностных процессов и достижение уровня самоактуализации. По мнению А. Маслоу и К. Роджерса, таким процессом является процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях педагогики.
Согласно второй теории, идеи гуманизации педагогического процесса возникли задолго до теорий К. Роджерса и А. Маслоу. Вопрос по гуманизации процесса воспитания детей впервые рассматривал Сократ, который считал, что все дети должны воспитываться в среде любви и уважения. По мнению Сократа гуманизация педагогического процесса позволит воспитать самостоятельного и разносторонне развитого гражданина. Все последующие теории гуманистической идеи педагогики были основаны на мыслях Сократа.
Становление гуманистческой педагогики необходимо рассматривать в динамике. Это связано с тем, что каждый временной промежуток накладывал отпечаток на идею гуманизации педагогики, а также она дополнялась теориями и открытиями различных ученых в области педагогики и психологии.
Становление гуманистической педагогики
Первые упоминания о необходимости гуманизации педагогического процесса и развитие гуманистической идеи встречаются в трудах античного философа Сократа. В переводе на современный язык, идея гуманизации процесса воспитания ребенка, по мнению Сократа, должна осуществляться в виде диалога, а не принятого в то время монолога, при котором ребенок выступал как молчаливый и безинициативный участник процесса.
Позже, опираясь на труды Сократа, философ Древней Греции Аристотель, в своих работах описал концепцию воспитания, в основе которой лежит душа ребенка. Работа педагога, должна быть направлена на воспитание души. Духовно развитый ребенок имеет больше шансов достичь высоких результатов в жизни и самореализоваться в ней.
Мыслители эпохи Возрождения, развивая идеи философов Древней Греции, разработали концепцию человека. Так, Т. Мор не противопоставлял умственный и физический труд, а напротив, считал, что их воспитание должно осуществляться во взаимосвязи друг с другом. М. Монтень считал, что гармоничное развитие личности достигается только тогда, когда теоретическое образование дополнено физическими упражнениями, формированием эстетического вкуса и компетенций. То есть осуществляется развитие не только духовное, но и физическое. Именно Монтень впервые подчеркнул, что педагог не просто механически передает имеющиеся знания воспитанникам, а помогает им понять суть знаний. Педагог помогает детям научиться применять свои знания в практической деятельности с целью расширения жизненного опыта. Таким образом, возникает принцип личностно-ориентированного обучения, который в последующем получил широкое распространение в образовательной практике. Монтень развивал идею гуманизации образования, процесс которого имеет направление на развитие личности ребенка через его самостоятельность, усвоение знаний через личный опыт.
В эпоху капитализма продолжается становление и развитие гуманистической педагогики. Большую роль в ее развитии сыграл Я. А. Коменский, который отрицал любое насилие в отношении ребенка. Коменский считал, что каждый ребенок – это «удивительный микрокосм», а школа – это «мастерская гуманности». На сегодняшний день разработки Коменского подвергаются критике. Это связано с тем, что созданная им классно-урочная система не совсем соответствует идеи гуманизации, в то время как «Великая дидактика» внесла большой вклад в ее развитие. Я. А. Коменский разработал очень стройную систему обучения, воспитания и развития ребенка и выступал за всеобщее и равное для всех образование, за единую бессословную школу, что естественно полностью соответствует гуманистической идеи педагогики.
Еще одним ученым, внесшим большой вклад в становление гуманистической педагогики является Ж.Ж. Руссо, который требовал уважать личность ребенка, его права и свободы, а также считаться с его интересами, возможностями и способностями. Важным в работах Ж.Ж. Руссо является то, что именно он впервые предложил создавать развивающую среду, где основная роль отводится детям.
Опираясь на мысли Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Аристотеля и т. д., А. Маслоу и К. Роджерс разработали теории, которые внесли неоценимый вклад в становление гуманистической педагогики.
Развитие гуманистической педагогики в конце XIX – начала XX вв.
Развитие гуманистической педагогики в период конца XIX – начала XX вв. характерно бумом разнообразных гуманистических педагогических идей, концепций и систем:
- Вальдорфская педагогика. Основана на развитии чувственной сферы ребенка (танцы, музыка, художественное развитие и т.д.). Цель данной системы приведение человека в гармонию с миром и окружающими.
- Школа диалога культур (В. Библер). Суть обучения в данной школе заключается во внутреннем диалоге культур.
- Прагматическая теория обучения (У. Джеймс, Д. Дьюи). Основа обучения – это подготовка успешной личности, способной реализоваться в социальном и профессиональном плане.
- Френопедагогика (С. Френе). Суть данной педагогики заключается в том, что основная роль отводится коллективу детей, где воспитание осуществляется методом проб, ошибок и экспериментов.
- Педология (О. Хрисман). Основа педагогического процесса – это личность ребенка, ее полноценное и целостное развитие.
- «Педагогика сердце» (Я. Корчак). Педагогика строится не на формальной дидактике, а на любви педагога к своим воспитанникам; детство рассматривается как самоценный период жизни человека.
Таким образом, видно, что человечество идет долгим и непростым путем к гуманистической педагогике, к пониманию истины, что мерой цивилизованности и культуры общества является гуманное отношение к ребенку.