Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие гуманистической традиции и педагогической мысли в России

Сущность гуманистических традиций, их развитие в России

Определение 1

Гуманизм – это система, предполагающая построение общества, высшей ценностью в котором признана жизнь человека.

Сущность гуманистического мировоззрения, заложенного в основу гуманистических традиций, составляют разнообразные материальные и нематериальные ресурсы, направленные на обеспечение безопасной и комфортной жизни каждого человека. Большое значение для становления и развития гуманизма представляется концепция взаимодействующего и взаимозависимого мира.

Замечание 1

Фундаментом гуманистической идеи является рассмотрение социального развития общества, только в совокупности с человеком, его интересами и потребностями.

Гуманистическая парадигма исследуется современными учеными с разных точек зрения. Так, философия воспитания и обучение подрастающего поколения, рассматривает гуманизм, как одну из возможностей создания социума, включающего в себя положительные качества внешней среды и каждого отдельного индивида.

Замечание 2

Основная цель гуманистического воспитания, обучения и развития – формирование и развитие идеально, всесторонне развитой и гармоничной личности.

Данная цель направлена на формирование у каждого ребенка таких личностных качеств, как стремление к саморазвитию, самообразованию и самореализации.

В связи с чем, одной из основных задач каждого педагога является создание необходимых условий для успешного саморазвития и самореализации личности ребенка в гармонии с самим собой и окружающим обществом.

Достижение цели видится исследователями в решении ряда следующих задач:

  1. Ориентация воспитание на философско-мировоззренческие идеи понимания смыла жизни, собственного места в мире, уникальности и ценности себя как личности.
  2. Оказание каждому воспитаннику (ученику) всесторонней помощи в формировании и построении собственной личностной концепции развития, основанной на физических и духовных задатках, творческом потенциале.
  3. Приобщение каждого ребенка с самого его рождения к системе культурных ценностей, формирование понимания того, что каждая из них является отражением общечеловеческого богатства и национальной культуры, развитие собственного отношения к ним.
  4. Формирование у детей таких личностных гуманистических качеств как доброта, милосердие, взаимопонимание, сочувствие и т.д. Развивать чувство значимости собственного положительного примера перед младшими сверстниками.
  5. Развитие интеллекта, нравственной свободы личности, формирование адекватной оценки собственной личности и восприятия себя.
  6. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, родителям и другим людям.
  7. Формирование положительного отношения к собственному труду и труду других людей.
  8. Развитие у каждого человека стремления к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование установок ЗОЖ.
«Развитие гуманистической традиции и педагогической мысли в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Решение всех указанных задач является фундаментом гуманитарной культуры личности.

Развитие педагогической мысли в России

Становление и последующее развитие педагогической мысли в России отмечается на рубеже XIX-ХХ вв. В этот период в отечественной педагогике начинают активно разрабатываются различные идеи методологии и практики педагогической науки, происходит переосмысление сущности и содержания таких педагогических понятий как «воспитание», «обучение», «образование», «педагогический процесс» и т.д. На исследуемые темы публикуется большое количество научных статей. Весь накопленный за предыдущие годы эмпирический материал систематизируется и подвергается осмыслению, на основании которого формулируются новые теории и подходы в педагогике воспитания, обучения и развития.

Именно в этот период в педагогической мысли Росси впервые выделяются три основные направления, в рамках которых происходит дальнейшее развитие взглядов на обучение и воспитание:

  1. Классическая педагогика – представлена идеями П.Ф. Каптерева, Н.Ф Бунакова и других.
  2. Философская теория осмысления проблематики воспитания и развития личности, основанная на идеях В.В. Зеньковского, П.Ф. Вахтерова, В.В. Розанова и т. д.
  3. Движение, имеющее общие черты с западной реформаторской педагогикой. В основе данного движения заложены идеи П.Ф. Лесгафта, К.Н. Вентцеля, А.П. Нечаева и т.д.

Основные идеи педагогической мысли России, были разработаны рядом исследователей и ученых. Данные исследования являются фундаментом современной отечественной педагогики.

Над разработкой фундаментальных идей, положенных в основу педагогической мысли России, трудились:

  • Петр Федорович Каптерев – теоретик и историк воспитания и образования, обогатил отечественную педагогику собственными работами по теории обучения, разработками педагогических технологий и обоснованием значимости антропологического обоснования воспитательно-образовательного процесса. Основой воспитания и обучения каждого человека, по мнению П.Ф. Каптерева, является индивидуальная физиология и психология его личности. Процесс воспитания и обучения должен быть независим и свободен от влияния церкви и государства.
  • Василий Порфирович Вахтеров – педагог и научный деятель, основатель и разработчик теории эволюционной педагогики, в основе которой лежит биологизирующее воспитание и обучение. В.П. Вахтеров исследовал дидактику как самостоятельную отрасль педагогики, а процесс обучения понимал как совокупность развития ума, воли и чувств. Большое значение придавалось содержанию образования, где на первое место должны выходить природные науки, так как только через них ребенок может увидеть и понять общие факторы зарождения и развития окружающего мира.
  • Пётр Францович Лесгафт – является одним из наиболее ярких представителей антропологического течения в педагогике, в котором центральной идей выступают идеи физического воспитания и всестороннего образования детей. Основой процесса образования являются принципы сознательности, естественности, постепенности и последовательности.
  • Константин Николаевич Вентцель – рассматривал и исследовал проблему свободы воспитания ребенка в современном обществе. Именно свобода должна быть базовой основой формирования и развития каждой личности. Задача каждого педагога, помочь воспитанникам понять и принять себя как свободную личность.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot