Методология педагогики – это совокупность теоретических положений, рассматривающих педагогическое познание и его преобразование в действительности, отражающих сущность гуманизации образования.
На сегодняшний день нет точного определения понятия гуманистической методологии педагогики. Это связано с тем, что гуманизация образования находится на этапе своего развития. Гуманизм только начинает внедряться в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций.
Основы гуманистической методологии педагогики
Создание и развитие гуманистической методологии педагогики заключается в том, что ученые-педагоги постоянно находятся в поисках оптимального пути воспитания детей, который бы способствовал развитию многогранной и самостоятельной личности. В процессе мировоззренческой оценки окружающего мира и его взаимодействия с детьми, педагоги пришли к выводу, что наиболее приемлемой системой воспитания и обучения детей является система, основанная на гуманизме.
Гуманистическая педагогика предполагает организацию и реализацию учебно-воспитательного процесса, во главе угла которого стоит личность ребенка. Взамен существовавшей многие годы авторитарной педагогики, в настоящее время осуществляется переход к педагогике гуманистической направленности.
Основой гуманистической методологии педагогики являются ее приемы и конкретные установки:
- Работа с детьми основана на взаимном доверии, заботе и уважении. Каждый ребенок является равноправным членом воспитательно-образовательного процесса. Взаимное уважение, забота и доброта устанавливаются не только между педагогом и ребенком, но и между детьми коллектива (группы, класса и т.д.). Основная роль, на установление благоприятных взаимоотношений, ложится на педагога, который в первую очередь должен создать комфортную психологическую атмосферу для работы и общения с детьми и между детьми.
- Гуманистическая педагогика предусматривает формирование и развитие у каждого ребенка такого качества как ответственность. Ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки и слова, а также давать им оценку и предусматривать последствия.
- Формирование у ребенка здравомыслия. Под здравомыслием в гуманистической педагогике понимают здравый смысл, которым руководствуется ребенок при совершении поступков.
- Гуманизация процесса обучения и воспитания ребенка находится в зависимости от формирования нравственных качеств и компетенций. Нравственно воспитанная личность является по своей сути гуманной по отношению к окружающим людям, животным, природе и т.д. Нравственные качества и компетенции позволяют видеть прекрасное в окружающем вокруг.
- Процесс гуманистического воспитания, осуществляется посредством обучения решению практических жизненных задач и проблем, а также методами творческого подхода к решению.
Общим для всех приемов и установок является то, что педагог не заставляет ребенка учиться, принуждая или навязывая ему различные теории, пути решения, мнения и т.д., он только направляет и побуждает его, прививая ребенку такие чувства как ответственность при выполнении поручения или просьбы, доверие к другу в различных жизненных ситуациях и т.д.
Невозможно обучить ребенка всему этому в том случае, если педагог стоит «над» ребенком. Именно поэтому гуманистическая методология педагогики предусматривает воспитание и обучение ребенка с помощью таких методов, при которых ребенок и педагог стоят на одном уровне. Педагог не довлеет над ребенком, а обогащает его жизненный опыт и внутренний мир, путем совместной работы.
Принципы методологии гуманистической педагогики
Основу гуманистической методологии педагогики составляют принципы, которые основаны на аксиологическом подходе к смыслу гуманизации процесса обучения и воспитания.
Аксиологические принципы гуманистической методологии педагогики заключаются в следующем:
- Принцип равноправия различных взглядов на гуманизацию педагогики. Все существующие взгляды на систему гуманистических ценностей имеют равное значение для существования и дальнейшего развития гуманистической педагогики, так как каждый из них несет в себе разнообразные культурные и этические особенности.
- Принцип равнозначности традиций и творчества в процессе обучения и воспитания. Гуманистическая методология образования предусматривает использовать в воспитательно-образовательном процессе не только инновационных технологий, но и традиций прошлого. Использование в обучении и воспитании традиций способствует приобщению к духовному, обогащению знаний о прошлом, взаимовыгодному диалогу между традициями и современностью.
- Принцип равенства всех людей. Данный принцип предусматривает равноправие всех людей, уважение прав и свобод каждого человека. Применительно к методологии гуманистической педагогики принцип предусматривает уважение каждого ребенка и его мнения, недопустимость какого-либо насилия (физического или морального) в процессе воспитания и обучения. В воспитательно-образовательном процессе все участники имеют равное положение. Педагог не просто уважительно относится в личности ребенка, но и к его точке зрения, уважает его мнение и решение по различным вопросам.
Таким образом, одной из первостепенных задач гуманистической методологии является проявление гуманистической сущности педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Все это ведет к рассмотрению человеческих ценностей как основы педагогического познания, сущности культуры в целом.
Гуманистическая методология педагогики находится на пути формирования и развития, так как гуманизация педагогического процесса пребывает в стадии внедрения в воспитательно-образовательный процесс. Сложность общей гуманизации воспитания и образования заключается в том, что многие педагоги до сих пор ориентированы на авторитарный стиль общения с учениками и очень сложно это мнение изменить, и как-то «переломить» ситуацию в целом.