Сущность обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это возрастной период от 3- лет до поступления в школу (до 7-ми лет), во время которого происходит всестороннее развитие и формирование личности ребенка.
В период дошкольного детства у детей активно развиваются анализаторы, воображение, память, речь, мышление, происходит чувственное познание мира, формирование мировоззрения и отношения к окружающей действительности.
Период дошкольного детства является уникальным и важным этапом в становлении личности ребенка. От того, что будет заложено в дошкольном возрасте, зависит, каким вырастет и станет человек в будущем.
Именно поэтому, процессам воспитания и обучения детей дошкольного возраста отводится такое большое значение. Несмотря на то, что обучение и воспитание реализуются разными видами педагогической деятельности, они тесно взаимосвязаны между собой, а эффективность формирования и развития личности во многом зависит от совокупного их применения. Невозможно воспитатель достойного человека, вне процесса обучения, равно как и невозможно получить образованного человека, вне процесса воспитания. Только реализуемые в совокупности и единстве воспитание и обучения способны сформировать образованного и воспитанного члена общества.
Воспитание по своему характеру осуществляется как процесс межличностного общения между воспитателем и воспитанниками. Процесс обучения представляет собой передачу знаний от воспитателя к ребенку в рамках специально организованного учебного занятия. Однако и во время воспитательного процесса ребенок получает не только воспитательное воздействие, но и некоторые знания. Так же, как и во время организованного учебного занятия, он получает не только знания, но и воспитательное воздействие от педагога.
Эффективность воспитания и обучения зависит от правильно подобранных методов и средств, а также от формы организации педагогического процесса.
Виды форм воспитания детей дошкольного возраста
Форма воспитания, как часть педагогического процесса, находится в зависимости от поставленных целей, содержания и методов, одновременно обуславливая их реализацию в конкретной деятельности.
Исходя из этого, формы воспитания во многом зависят от конкретных педагогических ситуаций, в связи с чем, они весьма разнообразны, имеют творческий характер и зачастую индивидуально неповторимы.
Несмотря на неповторимость и индивидуальность, принято классифицировать формы воспитания детей дошкольного возраста по ряду оснований.
Формы воспитания дошкольников в зависимости от количества участников процесса:
- Индивидуальные – осуществляются в форме бесед, индивидуальных занятий одного воспитанника с воспитателем и т.п.
- Групповые – представляют собой воспитательную работу педагога с группой воспитанников, в рамках кружка, временной группы и т.п.
- Массовые – проводятся в виде праздников, слетов, шествий и т.д., в которых принимают участие несколько разных возрастных групп, весь детский сад или рядом расположенные ДОУ.
Формы воспитания дошкольников в зависимости от основного вида деятельности:
- формы познавательной деятельности;
- формы трудовой и общественно полезной деятельности;
- формы эстетической деятельности;
- физкультурно-оздоровительная форма деятельности;
- ценностно-ориентационная форма деятельности.
Формы воспитания в зависимости от метода воспитательного воздействия на ребенка (автор Н. И. Болдырев):
- Словесные формы – представляют собой линейки, конференции, собрания, сборы, встречи и т.д.
- Практические формы – представлены экскурсиями, олимпиадами, спартакиадами, конкурсами, субботниками и т.д.
- Наглядные формы – это посещение музеев, выставок; создание информационных стендов различной тематики, стенгазет и т.д.
Таким образом, формы воспитания детей дошкольного возраста подразделяются в зависимости от метода воспитательного воздействия, времени и периодичности, а также от количества участников.
Занятие как основная форма обучения детей дошкольного возраста в ДОУ
Занятие – это основная форма обучения детей дошкольного возраста в ДОУ.
Занятия в ДОУ организуются в соответствии с Программой детского сада и проводятся непосредственно воспитателем группы. Занятия проводятся во всех возрастных группах ДОУ, частота их проведения устанавливается в соответствии с ФГОС ДО и прописывается в режиме дня группы. В основном занятия проводятся в первой половине дня.
В настоящее время в детских садах занятия проводятся по следующим направлениям:
- Ознакомление с окружающим миром.
- Развитие речи.
- Музыкальное воспитание.
- Конструирование.
- Изобразительное искусство.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Физическая культура.
Воспитателем группы составляется сетка расписания на месяц, в которой отображено сколько и каких занятий будет проводится в неделю, их тема и цель. Количество занятий зависит от возрастной группы.
Каждое занятия имеет три основные части:
Первая часть – Введение.
Содержание: введение детей в тему предстоящего занятия, определение поставленных целей и задач, объяснение детям ожидаемого результата.
Вторая часть – Самостоятельная работа воспитанников.
Содержание: дести самостоятельно и при помощи воспитателя выполняют задания.
Третья часть – Анализ.
Содержание: воспитатель, совместно с детьми, обсуждают полученные результаты, дают им оценку. Рефлексия занятия.
В настоящее время, группы детских садов укомплектованы детьми по максимум. Иногда группу посещают по 30-35 детей. В связи с чем, остро встал вопрос по поиску путей совершенствования форм обучения. Фронтальная форма учебного занятия все чаще показывает недостатки в проведении занятий с большим количеством детей. Воспитатель физически не способен «охватить» всех детей. Продуктивно работает только треть воспитанников (наиболее активные дети группы). Соответственно занятия носят формальный характер и не дают ожидаемого результата. Именно поэтому все чаще воспитатели прибегают к делению детей на подгруппы и помощи младшего воспитателя. Такая форма организации занятий дает необходимый результат в обучении детей.