Внеурочная деятельность – это воспитательная работы, которую проводят классный руководитель и учителя-предметники с учениками своей школы.
Внеурочная деятельность представляет составную часть учебно-воспитательной деятельности и одну из форм организации свободного времени учеников.
Виды и направления внеурочной деятельности
Во внеурочной деятельности, как и в любом другом виде деятельности, выделяют несколько видов и направлений.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досуговая деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- производственная деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Зачастую выбор профессиональной деятельности происходит под воздействием внеурочной работы.
Функции внеурочной деятельности
В школе внеурочная деятельность выполняет следующие функции:
- образовательную – обучать ребенка по дополнительным образовательным программам, давать детям новые знания;
- воспитательную – обогащать и расширять культурно-нравственный уровень учеников;
- креативную – способствовать реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- компенсационную – способствовать освоению новых направлений деятельности, которые углубляют и дополняют основное базовое образование и создают для ребенка эмоционально значимый фон усвоения содержания общего образования, а также предоставляют ребенку гарантии достижения успеха в выбранных им сферах творческой деятельности;
- рекреационную – организовывать содержательный досуг в качестве сферы восстановления психофизиологических сил ребенка;
- профориентационную – формировать устойчивый интерес к социально-значимым видам деятельности, содействовать определению жизненных планов ребенка, в том числе предпрофессиональной ориентации;
- интеграционную – создавать единое образовательное пространство школы.
Помимо того, во внеурочной деятельности ребенок осваивает социальный опыт, приобретает навыки воспроизводства социальных связей и личностных качеств, которые нужны для жизни, а также происходит процесс самоопределения ребенка в социально и культурно значимых формах жизни, проживание ситуаций успеха, личностного саморазвития.
Роль внеурочной деятельности в развитии младших школьников. Метод театрализации
Можно сказать, что внеурочной деятельностью обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие учеников, которое должно усиливать интерес к изучению тех или иных элементов.
Внеурочная деятельность предполагает, что дети будут добровольно участвовать в ней, развивая самостоятельность, при этом внеурочную деятельность все же направляет учитель, помогая ученикам углубить знания по интересующему предмету, развить познавательные способности и интересы.
Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности предполагает, что ведущее место отведено именно учебной деятельности. Когда же взаимосвязь нарушается, и внеурочная деятельность базируется только на интересе учеников, дети начинают плохо успевать по предмету.
Организация досуга детей невозможна без внесения элементов художественности, а в частности театрализации. Показ и оживление, художественное осмысление какого-то факта или документа, события представляют суть театрализации в качестве творческого и художественного педагогического метода.
Театрализация в качестве специфического творческого метода помогает превратить игровую программу, праздник, представление, концерт в бифункциональную форму искусства, в котором информационно-педагогическая функция может быть соединена с художественно-эстетической.
Туманов И.М. указывал, что театрализация способствует возникновению у каждого ребенка на празднике и других мероприятиях потребности действовать, к сотворчеству.
Театрализацией предполагается не только особая организация материала, доступного младшим школьниками, но и игровая основа их деятельности. Педагогикой, философией и психологией игра рассматривается в качестве формы моделирования социальных отношений, в качестве важнейшего средства воспитания. Еще Луначарским А.В. было отмечено, что само слово «игра» принадлежит к категории величайших слов человеческого языка и знаменует собой необычайно широкие понятия. В значительной степени игра представляет собой основу всей культуры человечества.
Значение театрализации в современном мире крайне большое, но воспитательный эффект от ее использования полностью зависит от того, в чьих руках находится данный метод и с какой целью он применяется.
Чтобы подчеркнуть самостоятельную художественную ценность драматургии и режиссуры театрализованного досуга, можно уверенно сказать об их педагогической значимости, так как речь идет об искусстве, которое теснейшим образом связано с жизнью. В театрализованном досуге жизненный материал обрабатывают в соответствии со всеми законами драматургии, пишут и воплощают по правилам сценарного мастерства и режиссуры. Очевидно, что их знание нужно организатору массовых театрализованных зрелищ и прочих форм досуга детей.
Основой драматургии для массовой досуговой деятельности служит сценарий. Сценарий представляет собой художественно-образную основу зрелищного мероприятия. В нем монологи чередуются с диалогами, а также описываются все действенные моменты и использование разнообразных технических средств. Действие должно быть зрелищным и увлекательным, а сценарий – зримым, то есть не просто описывать события. Он должен давать четкие представления о том, как все происходит в действиях.
Начиная работать над сценарием, в первую очередь, нужно представлять, для кого и зачем он пишется, что за мероприятие планируется. Необходимо четко определить его педагогические, художественные и творческие задачи, предполагаемый состав участников, художественно-эстетические и материальные возможности, а также традиции аудитории, возраст и интеллектуальные возможности зрителей и участников.