Необходимость формирования интереса к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
Интерес к обучению – это базовая основа обучения, которая входит в число опорных психологических категорий.
В настоящее время потребность целенаправленного формирования интереса к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста неоспорима. Это связано с тем, что современные родители уделяют своим детям крайне мало времени, кроме того негативно сказывается повышенный интерес к компьютерным играм и низкая педагогическая компетентность родителей. Все это приводит к тому, что у большинства детей к моменту поступления в школу преобладает игровой мотив и вовсе отсутствует интерес к обучению как к деятельности.
В процессе формирования интереса к обучению у детей старшего дошкольного возраста, педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые связаны не только с овладением необходимых знаний, умений и навыков. Одной из главных проблем выступает формирование мотивации на школьное обучение, которая включает в себя три основные направления:
- формирование положительного отношения к школе;
- развитие познавательного интереса;
- развитие коммуникативных навыков.
Значимость формирования интереса к обучению в школе состоит в том, что, если у ребенка он отсутствует, то ребенок будет испытывать некоторые трудности в процессе учебы. В основном данные трудности связаны с усвоением учебного материала, прохождением процесса адаптации к новым условиям и новой социальной роли, выстраивании взаимодействия с новым коллективом (классом).
Таким образом, именно интерес является одним из важнейших источников активности ребенка в процессе школьного обучения.
Факторы формирования интереса к обучению у детей старшего дошкольного возраста
Основные факторы, способствующие возникновению интереса к обучению у детей старшего дошкольного возраста:
- Первый фактор – состоит в оптимальном соотношении неизвестного и известного: мало нового – скучно, много нового – трудно. В том случае, если во время обучения педагог больше внимания уделяет новизне и занимательности преподносимого учебного материала, то у детей со временем притупляется внимание и снижается уровень усвоения новых знаний.
- Второй фактор – характеризуется определенным дефицитом информации, которую ребенок самостоятельно восполняет посредством ассоциаций, основанных на воображении и имеющемся личном опыта. Это возникает в том случае, когда при подаче нового учебного материала, педагог не объясняет всё до конца, «до последней мелочи», а оставляет некоторое «пространство» для мысли, то есть дает детям возможность принять непосредственное активное участие в познании нового.
- Третий фактор – состоит в мастерстве педагога задавать вопросы интересно и нестандартно, тем самым пробуждать у детей интерес и внимание к получению новых знаний.
При организации разных видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в рамках ДОУ, важно не просто научить их писать, считать и читать, важно сформировать у них интерес к письму, цифрам и чтению. Этому способствует ненавязчивое обучения, когда воспитатель не акцентирует и не заостряет внимание детей на их ошибках. В общении не допускается навязчивое обучения, когда ребенок «должен» или когда это «надо». Такое обращение лишь оттолкнет ребенка от обучения, как в настоящем, так и в дальнейшем.
Важно научить детей общаться «без барьеров», развивая коммуникативные навыки. Такое общение поможет ребенку быстрее адаптироваться в школе, найти друзей, выстроить правильные взаимоотношения с учителем.
Методы и средства формирования интереса к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время разработано и успешно используется большое количество разнообразных методов и средств формирования интереса к обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Среди основных средств выделяют следующие:
Увлеченная подача нового учебного материала – увлечь ребенка процессом обучения может только человек, который сам им увлечен. Именно поэтому важно при организации учебных занятий в ДОУ, чтобы воспитатель не просто излагал материал, а излагал его интересно и увлеченно.
Новизна излагаемого материала – детей увлекает то, что им неизвестно, то что ими ранее не было изведано. При подаче нового учебного материала важно не просто вызвать у детей интерес, но и поддерживать его на протяжении всего учебного занятия.
Показ, как полученные знания могут быть применены на практике и в повседневной жизни. Для того, чтобы интерес детей на угасал, а дети понимали излагаемый учебный материал, следует постоянно указывать на то, как данные знания могут пригодиться в жизни.
Чередование методов и форм обучения. В том случае, если воспитатель использует одни и те же методы, средства и формы, у детей может пропасть интерес к бучению. Важно не просто их чередовать, но и использовать нестандартные, способствующие формированию и поддержанию интереса к изучаемому объекту.
Эвристичность обучения – использование такой формы обучения, при которой детям будет представлена возможность самостоятельность «открывать» и исследовать изучаемый объект. Данная форма подразумевает наличие самостоятельности в получении информации, ее анализе и обобщении. Ребенок должен сам стремиться получать знания, а не быть ведомым воспитателем. Только при таком подходе возможно формирование и поддержание познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Методы формирования интереса к обучению у детей старшего дошкольного возраста:
- Создание ситуации успеха – задача педагога побудить ребенка на определенную деятельность, итогом которой будет не только определенный продукт (результат), но и личный успех воспитанника.
- Метод критического мышления – направлен на то, чтобы дать ребенку возможность самостоятельно разобраться в сложном вопросе, найти на него ответ. Данный метод учит детей самостоятельно находить, анализировать, перечислять, действовать и т.д.
- Метод активного слушания – темы, подлежащие изучению необходимо по возможности выбирать совместно с детьми, обговаривая их значимость в расширении кругозора и собственных знаний.
- Проектный метод - метод строится на личном интересе, развивает познавательные навыки. Роль взрослого – направить, организовать.