Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте

Определение 1

Предпосылки к осуществлению учебной деятельности – это свойства личности, позволяющие ей сформировать фундамент регулятивных навыков и коммуникативную компетентность, а также развить универсальные познавательные учебные действия.

По сути, они выступают мотивами к познанию и развитию и отражают внутреннюю позицию ребенка по отношению к новой социальной деятельности, новым социальными ролям и новым отношениям.

Мотивация дошкольников к учебной деятельности

Поскольку, предпосылки к учебной деятельности формируются на основании мотивов к ее реализации, то рассмотрим, что же мотивирует дошкольника к началу школьного обучения, вызывает у него желание учиться, постигать мир через ознакомления с научными фактами.

Мотивы дошкольников к обучению делятся на две большие группы:

  • Внутренние мотивы. Они связаны с личностным развитием ребенка пяти-шести летнего возраста. В этот период активизируется работа большинства психических процессов и завершается этап их становления, закрепляясь в фазу активного развития. Это активизирует познавательную сферу ребенка и побуждает к активной интеллектуальной работе. Также, после шести лет происходит осознание социальной значимости учебной деятельности. Ребенок хочет достичь чего-то, чтобы приносить пользу обществу. Он заинтересован в исследовании окружающего мира и его процессов. При этом, дети еще не осознают, что представляет собой учебный процесс, все сложности и тяготы обучения: необходимость преодолевать трудности, отказываться от игр и прогулок для познания чего-либо. Потому, эти мотивы могут быть легко разрушены в начале школьного обучения без соответствующего подкрепления.
  • Внешние мотивы. Эти мотивы подкрепляют внутреннюю мотивацию дошкольника и стимулируют его познавательное развитие. Они побуждают детей к учению потому, что оно видится ими как основной способ взросления. Взросления является приоритетным желанием ребенка старшего дошкольного возраста. Он желает быть наравне со взрослыми, иметь такие же права и совершать те же самые действия. Потому, взросление является хорошим мотивом к действию. Также, среди внешних мотивов, способствующих привлечению ребенка к учебному процессу, можно отметить следующие: интерес к занятиям и новой социальной роли, потребность в общении, которое активно развивается в новом учебном коллективе. У ребенка формируется желание стать его частью и взаимодействовать с ним, привлекательность учебного заведения. Дошкольнику может нравится внешний вид школы, в которую предполагается его отдать и ее устройство (он мог ее посещать или видеть устройство школ по телевизору, на картинках, видео роликах).
«Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные предпосылки готовности дошкольников к обучению

Готовность дошкольников к школьному обучению определяется наличием следующих предпосылок:

  1. Развитие логического мышления. Оно являются необходимым показателем для успешного школьного обучения. Если у ребенка не развит данный тип мышления, то и готовность к учебной деятельности находится под большим вопросом;
  2. Развитие познавательной заинтересованности. Только при выражении ребенком потребности в познании, исследовании окружающего мира можно говорить о возможности его обучения в школе. Если познавательных мотивов не имеется, то подготовка к учебному процессу усложняется;
  3. Развитие интереса к отдельным видам учебной деятельности. Это может быть интерес к чтению, совершению вычислительных операций и иных действий;
  4. Развитие произвольности познавательных процессов. В учебной деятельности ребенку потребуется произвольное внимание, память и восприятие;
  5. Формирование навыков координации своей деятельности. дошкольник должен уметь контролировать себя и свое поведение и регулировать свою деятельность. Как правило, это развивается к шести годам, что является предпосылкой к учебной деятельности;
  6. Развитие навыков коллективного взаимодействия. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование навыков сотрудничества и взаимодействия в коллективе. Дети учатся принимать совместные решения, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую;
  7. Развитие коммуникативных навыков. Они должны позволять ребенку устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, строить дружеские отношения и положительные связи;
  8. Развитые навыки самостоятельного выполнения разных видов деятельности. Это касается и самообслуживания, и познавательной деятельности, организации игры, творческих видов деятельности, принятия решений и несения за них ответственности.

Включение элементов учебной деятельности в дошкольный образовательный процесс

Чтобы развить предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте требуется включение некоторых ее аспектов в образовательный процесс ДОУ. В него включаются следующие элементы:

  1. Планирование деятельности. Оно включается в игровой процесс и позволяет соориентировать ребенка к продвижению своей деятельности, развитию игры в определенной последовательности, с сохранением этапности деятельности. Планирование связано с постановкой целевого назначения своей деятельности.
  2. Развитие навыки формулирования гипотез. Они принимают вид предположений о том, что у ребенка получится в ходе его деятельности, каких результатов ему удастся достичь. Детям интересно проверить, что будет, если опустить шарик в воду или посадить косточку от абрикоса в землю. Гипотезы проверяются, что формирует предпосылки развития навыков учебной деятельности.
  3. Право на ошибку. Как правило, дошкольники не желают замечать недостатков своей деятельности, замечать ошибки и признавать их. Однако, ошибки включаются в деятельность детей и приобретают роль демонстрации им наличия прав на совершения ошибок и необходимости формирования готовности к их признанию.
  4. Занятия чтением и математикой. Они ориентированы на развитие элементарных математических представлений и основ чтения, которые необходимы на этапе начального школьного обучения.
  5. Выполнение шаблонных заданий. Детям даются задания, требующие выполнения одинаковых операций. Так они учатся действовать по инструкции.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot