Общие сведения об УУД
И. А. Володарская дала следующее определение универсальным учебным действиям: УУД – это умение учиться в широком смысле, то есть способность субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться через сознательное и активное присвоение нового социального опыта.
В более узком значении определение данному термину было дано О. А. Карабановой в качестве совокупности способов действия ученика, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых умений и знаний.
«Умение учиться» состоит из полноценного освоения всех компонентов учебной деятельности:
- познавательных и учебных мотивов;
- учебной цели;
- учебной задачи;
- учебных действий и операций – поиска, преобразования материала, контроля и оценки.
Формирование любого умения у учеников идет через следующие основные стадии:
- формирование представления о действии, первичного опыта и мотивации;
- приобретение знаний о способах выполнения действий;
- тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;
- контроль за умением выполнения действия.
Универсальный характер учебных действий проявляется тем, что они характеризуются надпредметным, метапредметным характером, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и личностного саморазвития. Также ими обеспечивается преемственность всех ступней образовательной деятельности. А также являются основой организации и регуляции любой деятельности ученика вне зависимости от ее социально-предметного содержания. УУД обеспечиваются этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учеников.
Формирование познавательных УУД на занятиях по математике
Формирование широких познавательных мотивов учения у детей непосредственно взаимосвязано с процессом усвоения теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. С этой целью может быть использован ряд технологий обучения.
Проблемное обучение – это тип организации урока, предполагающий создание под руководством учителя проблемной ситуации, активной самостоятельной деятельности учеников по решению этих ситуаций, в результате чего отмечается протекание процесса творческого овладения ЗУН, а также развитие мыслительных способностей.
Проблемным обучением ломаются привычные стереотипы проведения уроков, меняя всю систему взаимоотношений между учителем и учащимся. Поэтому требования, предъявляемые к современным педагогам не позволяют ограничиваться исключительно усвоением учениками школьной программы.
Педагогика сотрудничества рассматривается в качестве особого типа проникающей технологии, являющейся воплощением нового типа педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в определенной степени входит во многие современные педагогические технологии в качестве их составной части.
Дифференцированный и индивидуальный подход – реализация данного принципа связана с содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого из детей. Дифференцированным подходом в учебном процессе предполагается разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий с целью повысить качество обучения и развивать каждого учащегося.
Информационно-коммуникационные технологии при обучении и модернизации образования используют все более активно.
Учитель должен так обучать детей, чтобы они научились легкому и быстрому реагированию на изменение условий, могли найти пути решения новых проблем и задач. Достигали хорошего результата при выполнении данных задач в условиях реализации инновационного подхода к обучению, обеспечивая переход к продуктивно-творческому уровню. Все это может быть достигнуто посредством использования разного рода технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.
Использованием ИКТ предполагается погружение в другой мир, видение его собственными глазами. Благодаря использованию ИКТ на уроках математики можно перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, когда ребенок превратится в активного субъекта учебной деятельности. Это помогает осознанно усваивать знания учениками.
Иными словами, при формировании познавательных УУД ученики получают возможность научиться:
- формулированию правил на основании выделения нескольких существенных признаков;
- выполнению заданий с использованием схем и материальных объектов;
- проведению сравнений, классификаций, выбору наиболее эффективных способов решения или правильному ответу;
- построению объяснений в устной форме в соответствии с предложенным планом;
- построению логической цепи рассуждений.
Все это способствует включению детьми в процессы запоминания всех видов памяти, материализуя орфографические понятия, способствуя развитию наблюдательности, формируя навык анализа, сравнения и формулирования выводов.
УУД должны быть основой выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов и форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Математике в качестве учебного предмета отведена важная роль в процессе развития младших школьников: дети учатся познанию окружающего мира, решению жизненно важных проблем. Математика помогает открыть перед младшими школьниками удивительный мир чисел и их соотношений, геометрические фигуры, величины и математические закономерности.