Универсальные учебные действия, формирующиеся на уроках грамоты в школе
Универсальные учебные действия (УУД) – это навыки деятельности, позволяющие их обладателю саморазвиваться, выполнять операции в различных областях и сферах деятельности, активно познавать мир и приобретать новый опыт социальной деятельности, совершенствовать свои навыки и прогрессировать в своем развитии.
Универсальные учебные действия имеют метапредметный характер. Их развитие лежит в основе образовательной деятельности, поскольку, они обеспечивают преемственность образовательной деятельности, способствуют полноценному познавательному и общекультурному развитию учащихся.
Развитие УУД составляет основу образовательного процесса школы. Формирование у учащихся УУД должно быть итогом осуществления образовательной работы на каждом этапе обучения. Поэтому, уроки грамоты организуются таким образом, чтобы работа на них способствовала формированию у учащихся определенных универсальных учебных действий.
На уроках грамоты в начальной школе реализуется формирование следующих групп универсальных учебных действий:
Личностные УУД. Они отражают заинтересованность младших школьников в освоении азбуки, разучивании алфавита, знакомстве с языком и его устройством, функциональной ролью и грамматической основой. Сюда же, входит понимание того, зачем необходимо посещать школу, зачем учить те или иные предметы, познавать мир, а также общие представления об устройстве школы и нормах поведения в ее стенах.
Регулятивные УУД. Учащиеся должны уметь принимать ту задачу, которая ставиться на конкретной стадии обучении, использовать ориентиры деятельности, данные педагогом, контролировать свои действия, полноценно выполнять учебные задачи, строить грамматически верные предложения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД. В начальной школе, ребенок должен освоить способы коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и педагогами, уметь грамотно построить диалог с ними, правильно выстраивать монологи, знать правила общения и взаимодействия в конкретной учебной ситуации: на уроке, на перемене.
Рисунок 1. Коммуникативные УУД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работПознавательные УУД. На уроках грамоты, учащийся должен уметь работать с учебной литературой – находить нужную информацию, уметь анализировать увиденное и прочитанное, понимать заданный вопрос и искать ответ на него, излагать его в устном виде, систематизировать языковой материал, уметь давать определение понятиям языка, понимать, что такое слово, речь, звуки, буквы, какими они бывают, как произносятся и пишутся и т.д.
На уроках грамоты, педагог способствует развитию различных УУД на всех этапах учебного занятия. Например, на начальном этапе урока происходит формирование личностных и регулятивных УУД. Это реализуется за счет того, что учащиеся учатся организовывать свою работу, ставить цели выполнения той или иной деятельности, определять ее смысловое значение для себя , удовлетворения своих интересов и развития общества.
Формирование УУД на начальной стадии учебного занятия будет более продуктивным, если мотивировать ребенка к познанию, знакомству с языком и его аспектами. Для этих целей используются методы проблемного обучения.
На этапе знакомства с новой темой урока происходит формирование познавательных и регулятивных УУД. Для этого, новая тема может быть представлена методом моделирования слов и использования схем представления звуков языка.
Чтобы сформировать у ребенка коммуникативные УУД, требуется сформировать навыки планирования работы на уроке, использовать методы проектного обучения, экспериментирование.
Развитие регулятивных УУД на уроках обучения грамоте
Формирование данных УУД реализуется на всех стадиях урока. Чтобы сформировать данные универсальные учебные действия необходимо:
- Включать компонент новизны в содержание учебного занятия;
- Использовать новшества в деятельности учащихся;
- Применять разнообразные формы организации урока;
- Использовать технологию сотрудничества в построении урока.
Развитие регулятивных УУД на уроках обучения грамоте в начальной школе реализуется посредством использования следующих приемов:
- Использование схематичного представления материала, а также ребусов и кроссвордов для развития навыков концентрации внимания учащихся и его акцентировании на целях урока.
- Совместное планирование урока. Педагог проектирует план занятия в виде схемы вместе с учащимися и дает возможность им контролировать последовательность выполнения плана.
- Организация парной и групповой работы учащихся.
- Выполнение творческих проектов.
Самостоятельная деятельность, а также осуществление самопроверки и взаимной проверки учащимися деятельности друг друга помогает реализовать метапредметные итоги обучения.
Развитие познавательных УУД на уроках обучения грамоте
Познавательные УУД начинают формироваться на уроках русского языка с первых дней обучения ребенка в школе. Это реализуется в следующих направлениях деятельности:
- Использование литературных источников информации, т.е. различных учебных пособий, в которых учащиеся отыскивают тему урока, задание, учатся понимать схематичное представление материала или материала, представленного в табличной форме.
- Использование электронных источников информации.
- Анализ языковых явлений и процессов на всех стадиях урока.
- Формирование навыков сравнения, обобщения, анализа и синтеза, выявления причинно-следственных связей между процессами и объектами языка.
- Выдвижение гипотезы учащимися, как ответа на вопрос педагога по теме урока.
- Формирование навыков аргументации своей точке зрения при ответе на вопрос по той или иной проблеме языка, его структуре и особенностях.
- Развитие навыков анализа структуры текста.
- Выделение главного в тексте, сущностных характеристик.
- Написание изложений и сочинений.
Рисунок 2. Формирование познавательных УУД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ