Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактическая игра как основа эффективного развития учащихся младших классов

Определение 1

Дидактическая игра – это игра, основанная на наличии правил, требующих обязательного исполнения в ходе выполнения игрового действия и, направленная на активизацию познавательной сферы детей.

Дидактические игры находят активное применение в современном образовательном процессе. Более того, они выступают ведущим методов обучения дошкольников и применяются на этапе начального школьного обучения.

Дети младшего школьного возраста заинтересованы в игровой деятельности. Она продолжает занимать важное место в их жизни. Потому, процесс познания в начальной школе реализуется в игровой форме.

Цели и задачи использования дидактических игр в обучении младших школьников

Дидактические игры являются эффективным средством обучения детей младшего школьного возраста. Они позволяют устранить напряжение, неминуемо возникающее в ходе обручения, и стимулировать познавательные процессы ребенка данной возрастной категории.

Применение дидактических игр в образовательном процессе начальной школы прежде всего ориентировано на общее развитие учащихся и формирование у них универсальных учебных действий. Это является ведущей целью использования игр в системе начального школьного обучения. Достижение данной цели требует выполнения ряда задач, на достижение которых ориентированы дидактические игры. К ним относятся:

  1. Повышение уровня интеллектуального развития младшего школьника.
  2. Создание в образовательном процессе оптимальных условий для личностного развития каждого учащегося и активизации его интеллектуального потенциала.
  3. Упрощение протекания процесса адаптации учащихся к школьным условиям, учебной деятельности.
  4. Приобщение учащихся младших классов к общечеловеческим ценностям.
  5. Достижение максимально возможной реализации индивидуального образовательного подхода.
  6. Расширение знаний и представлений учащихся об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях.
  7. Формирование индивидуального опыта практической деятельности учащегося в разных ее направлениях.
  8. Превращение знаний учащихся в более устойчивые категории и их дифференциация.
  9. Эмоционально-психологическое развитие младших школьников, реализуемое через воздействие игровой деятельности на эмоциональную сферу ребенка, которая положительно сказывается на функционировании большинства психических процессов.
«Дидактическая игра как основа эффективного развития учащихся младших классов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дидактические игры формируют фундамент дальнейшего познавательного развития ребенка. Знания, формируемые в ходе игрового процесса, лежат в основе умений и навыков, которые требуется освоить учащимся на этапе начального школьного обучения.

Функциональная роль дидактических игр на этапе начального школьного обучения

Дидактические игры носят обучающую направленность. Они ориентированы на познание ребенком чего-либо в ходе игрового процесса.

Каждая дидактическая игра основывается на наличии дидактической цели, т. е. обучающей цели. Это могут быть какие-то знания, навыки деятельности, необходимые для формирования у младшего школьника, дополнение знаний, расширение представлений и т. д.

Применение дидактических игр в начальной школы, как уже было отмечено, ориентировано на развитие познавательных навыков учащихся и активизацию их познавательной сферы. Функциональная роль дидактических игр, используемых в обучении младших школьников, сводится к следующему:

  1. Дидактическая игра выполняет конкретную задачу обучения младших школьников, заложенную в основу игры в виде ее цели. Задачи обучения, зачастую, совпадают с задачами игры.
  2. В ходе игрового процесса применяется учебный материал, который составляет содержание игры. Он рассматривается, познается учащимися в ходе выполнения правил игры. Таким образом, осуществляется неосознанное познание и изучение образовательной программы, а знания, усвоенные в ходе игры, приобретают более устойчивый характер.
  3. Отсутствие необходимости придумывания хода игры учащимся. Они получают ее в готовом виде. От них не требуется что-то придумывать, а только выполнять игровые действия в соответствии с установленными правилами.
  4. Самостоятельность добывания знаний учащимися. Естественно, на этапе начального школьного обучения требуется направление ребенка к поиску решения задачи, анализу проблемы. Помощь оказывается педагогом. Но она носит косвенный характер и для учащегося создается ощущение самостоятельного добывания информации, совершения открытия. Это делает знания более стойкими.

Данные функцию способствую формированию познавательного интереса учащихся, их заинтересованности конкретной дисциплиной и ее изучением.

Разновидности дидактических игр, используемых в начальной школе

Все дидактические игры, применяемые на этапе начального школьного обучения, можно разделить на следующие группы:

  • Игры – задания. Такие игры предполагают установление деловых взаимоотношений между участниками, с четким разделением их ролей и функций. Каждая игра включает в себя задание по определенной теме урока для решения конкретной образовательной цели. Игры могут касаться запоминания словарных слов, заучивания пословиц и поговорок, математических терминов или названий объектов окружающего мира.
  • Игры – разминки. Само название определяет их суть. Они используются в качестве отдыха, разгрузки учащихся. Их целевое назначение – расслабление учащихся. При этом, они помогают в запоминании информации, закреплении знаний. Игры-разминки могут требовать от учащихся продолжения строк стихотворений, словарного ряда, выполнения движений пальцами под счет или под произнесение математических терминов и т.д.
  • Игры-упражнения. Они ориентированы на отработку знаний и навыков учащихся и предполагают решение разнообразных задач идентичных по своему содержанию.
  • Игры-загадки. Они могут быть организованы как посредством загадывания педагогом загадок на учебные темы и их угадывания учащимися, так и самостоятельного придумывания учащимися загадок. Это стимулирует не только познавательную сферу, но и способствует творческому развитию учащихся.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot