Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды

Необходимость формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды

Определение 1

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, которая основана на сочетании разнообразных педагогических условий и обстоятельств, направленных на всестороннее формирование и развитие личности учащегося.

Определение 2

Безопасность – это состояние защищенности наиболее важных жизненных интересов личности, общества и государства от разнообразных внешних и внутренних угроз.

Принято различать два основных вида безопасности: физическую и психологическую. Оптимальным является сочетание данных видов безопасности.

Психологическая безопасность включается в себя ряд обязательных компонентов, определяющих ее сущность:

  1. Сохранение здоровой психики человека.
  2. Сохранение целостности личности человека, функции по адаптации человека, социальной группы или всего общества в целом.
  3. Устойчивое и нормальное развитие и функционирование человека в рамках взаимодействия с окружающей средой, другими членами общества и т.д. Включает в себя умение защититься от внешних угроз, создать благоприятные и безопасные психологические взаимоотношения с окружающими.
  4. Возможности личности и среды предотвращать и устранять угрозы.
  5. Определенное состояние окружающей среды, которое способно дать человеку ощущение свободы и защищенности от разнообразных видов психологического насилия.

Таким образом, психологически безопасная образовательная среда – это среда взаимодействия, которая свободна от проявления различного вида насилия, имеющая определенную референтную значимость для входящих в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистического настроя ее участников и отражающая полноту их коммуникативных и эмоционально-личностных характеристик.

«Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основа формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды

Современные образовательные учреждения рассматриваются как объекты высокого риска, так как они направлены на выпуск «сверхсложного продукта», под которым понимается психологически здоровая личность. Именно поэтому вопрос о формировании психологически безопасной и комфортной образовательной среды, в последнее время приобретает все большую значимость.

Модернизации системы образования России, направлена в первую очередь на создание благоприятной среды, которая будет способствовать формированию личности учащихся, в условиях психологического комфорта и защищенности. Именно поэтому формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды является одним из основных требований ФГОС.

Основная цель формирования психологически безопасной и благоприятной образовательной среды – создание всех необходимых условий для формирования у участников образовательного процесса умений и навыков, способствующих успешному преодолению эмоциональных нагрузок и психологического дискомфорта возникающих разнообразных жизненных ситуация и тормозящих развитие личности, а также умение их минимизировать.

Достижение данной цели, осуществляется через решение ряда задач:

  1. Установление наиболее стрессогенных факторов, которые могут возникнуть в процессе обучения и их своевременное устранение.
  2. Согласованность действий педагогов, родителей, учащихся и администрации учебного заведения, выработка совместных взглядов на образовательную среду учреждения.
  3. Гармонизация процессов воспитания, обучения, развития и социализации участников образовательной среды.
  4. Проведение систематического мониторинга внутреннего микроклимата образовательного учреждения, отслеживание динамики психологического развития каждого участника учебного процесса.
  5. Систематическое повышение профессионального мастерства и компетенций педагогических кадров.
  6. Проведение работы с родителями, направленной на овладение ими необходимых педагогических знаний.
  7. Оказание необходимой и своевременной психологической поддержки всем участниками образовательного процесса (учащиеся, педагоги и родители).
  8. Разработка рекомендаций для педагогов образовательного учреждения, направленных на организацию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Теоретической основой формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды является:

  • всестороннее изучение характеристик реализуемого в учебном заведении образовательного процесса;
  • изучение личностей учащихся, в том числе и социального статуса семьи;
  • анализ кадрового потенциала учебного заведения;
  • материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Совокупность указанных основ, является базой для разработки концепции психологической безопасности образовательной среды конкретного учебного заведения.

Определение 3

Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система мероприятий по обеспечению защищенности учащихся от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.

Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.

Направления работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности образовательной среды

Направления работы педагога-психолога по формированию и обеспечению психологической безопасности образовательной среды:

  1. Психологическое просвещение – предполагает повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, предоставление им необходимой информации по разрешению разнообразных психологических проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения.
  2. Психологическая профилактика – целенаправленная и систематическая работа, проводимая психологом со всеми участниками образовательного процесса.
  3. Психологическая диагностика – направлена на изучение индивидуальных психологических особенностей личности учащихся.
  4. Психологическая коррекция – разработка и внедрение в образовательный процесс коррекционных программ, направленных на работу с учащимися, входящими в группы риска.
  5. Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся за ней, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, сопряженных с собственными особенностями, сложившимися жизненными обстоятельствами, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot