Необходимость формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды
Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, которая основана на сочетании разнообразных педагогических условий и обстоятельств, направленных на всестороннее формирование и развитие личности учащегося.
Безопасность – это состояние защищенности наиболее важных жизненных интересов личности, общества и государства от разнообразных внешних и внутренних угроз.
Принято различать два основных вида безопасности: физическую и психологическую. Оптимальным является сочетание данных видов безопасности.
Психологическая безопасность включается в себя ряд обязательных компонентов, определяющих ее сущность:
- Сохранение здоровой психики человека.
- Сохранение целостности личности человека, функции по адаптации человека, социальной группы или всего общества в целом.
- Устойчивое и нормальное развитие и функционирование человека в рамках взаимодействия с окружающей средой, другими членами общества и т.д. Включает в себя умение защититься от внешних угроз, создать благоприятные и безопасные психологические взаимоотношения с окружающими.
- Возможности личности и среды предотвращать и устранять угрозы.
- Определенное состояние окружающей среды, которое способно дать человеку ощущение свободы и защищенности от разнообразных видов психологического насилия.
Таким образом, психологически безопасная образовательная среда – это среда взаимодействия, которая свободна от проявления различного вида насилия, имеющая определенную референтную значимость для входящих в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистического настроя ее участников и отражающая полноту их коммуникативных и эмоционально-личностных характеристик.
Основа формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды
Современные образовательные учреждения рассматриваются как объекты высокого риска, так как они направлены на выпуск «сверхсложного продукта», под которым понимается психологически здоровая личность. Именно поэтому вопрос о формировании психологически безопасной и комфортной образовательной среды, в последнее время приобретает все большую значимость.
Модернизации системы образования России, направлена в первую очередь на создание благоприятной среды, которая будет способствовать формированию личности учащихся, в условиях психологического комфорта и защищенности. Именно поэтому формирования психологически безопасной и комфортной образовательной среды является одним из основных требований ФГОС.
Основная цель формирования психологически безопасной и благоприятной образовательной среды – создание всех необходимых условий для формирования у участников образовательного процесса умений и навыков, способствующих успешному преодолению эмоциональных нагрузок и психологического дискомфорта возникающих разнообразных жизненных ситуация и тормозящих развитие личности, а также умение их минимизировать.
Достижение данной цели, осуществляется через решение ряда задач:
- Установление наиболее стрессогенных факторов, которые могут возникнуть в процессе обучения и их своевременное устранение.
- Согласованность действий педагогов, родителей, учащихся и администрации учебного заведения, выработка совместных взглядов на образовательную среду учреждения.
- Гармонизация процессов воспитания, обучения, развития и социализации участников образовательной среды.
- Проведение систематического мониторинга внутреннего микроклимата образовательного учреждения, отслеживание динамики психологического развития каждого участника учебного процесса.
- Систематическое повышение профессионального мастерства и компетенций педагогических кадров.
- Проведение работы с родителями, направленной на овладение ими необходимых педагогических знаний.
- Оказание необходимой и своевременной психологической поддержки всем участниками образовательного процесса (учащиеся, педагоги и родители).
- Разработка рекомендаций для педагогов образовательного учреждения, направленных на организацию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Теоретической основой формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды является:
- всестороннее изучение характеристик реализуемого в учебном заведении образовательного процесса;
- изучение личностей учащихся, в том числе и социального статуса семьи;
- анализ кадрового потенциала учебного заведения;
- материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Совокупность указанных основ, является базой для разработки концепции психологической безопасности образовательной среды конкретного учебного заведения.
Концепция психологической безопасности образовательной среды - это система мероприятий по обеспечению защищенности учащихся от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.
Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.
Направления работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности образовательной среды
Направления работы педагога-психолога по формированию и обеспечению психологической безопасности образовательной среды:
- Психологическое просвещение – предполагает повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, предоставление им необходимой информации по разрешению разнообразных психологических проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения.
- Психологическая профилактика – целенаправленная и систематическая работа, проводимая психологом со всеми участниками образовательного процесса.
- Психологическая диагностика – направлена на изучение индивидуальных психологических особенностей личности учащихся.
- Психологическая коррекция – разработка и внедрение в образовательный процесс коррекционных программ, направленных на работу с учащимися, входящими в группы риска.
- Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся за ней, в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, сопряженных с собственными особенностями, сложившимися жизненными обстоятельствами, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.