Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическое сопровождение адаптации студентов к обучению в вузе

Определение 1

Сопровождение — это система профессиональной деятельности специалиста (преподавателя, психолога, куратора и др.), которая концентрируется на формировании социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития студентов в образовательной среде учебного заведения.

Особенности адаптации студентов к обучению

Студенты, поступающие на обучение в высшие учебные заведения, должны иметь представление не только о положительных, но и об отрицательных моментах предстоящей деятельности. Это помогает провести изначальную оценку своих сил, сделать выбор того направления деятельности, которое будет соответствовать интеллектуальным возможностям, знаниям и желаниям работать именно в определенной сфере. Все это позволит более успешно справиться со своими профессиональными обязанностями в будущем.

Статья: Психологическое сопровождение адаптации студентов к обучению в вузе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

На начальной стадии обучения в вузе многие студенты не начинают идентифицировать себя со средой учебного заведения. Они могут столкнуться с проблемой несоответствия собственных качеств личности предъявляемым требованиям.

Вопрос адаптации к обучению и образовательной среде вуза предопределяет существенные изменения в деятельности человека. Этот процесс сопровождается трансформацией в его социальном окружении. По мнению ученых, личность — это своеобразный психологический инструмент для формирования и строительства в себе человека. Из этого следует, что личность выступает как психологическое средство, которое обеспечивает адаптационные процессы в течение всей жизни человека.

Адаптация студентов к образовательной среде учебного заведения формируется из адаптации отдельных систем в различное время. На самых ранних стадиях обучения первокурсников важно проводить психологическое сопровождение процесса адаптации к новым условиям обучения.

В первые недели учебы студенты должны ознакомиться с планом кафедры по адаптации. Адаптационные мероприятия могут осуществляться с помощью куратора. Так, первокурсники знакомятся с новым городом, новым местом жительства, осваивают физическое и социальное пространство учебного заведения, познают основу будущей профессиональной деятельности.

«Психологическое сопровождение адаптации студентов к обучению в вузе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Под руководством преподавателей новые студенты должны получать представление об изменении стереотипов учебной деятельности. Им важно овладеть первичными навыками и умениями, познакомиться со спецификой выбранной специальности, освоить умение постановки целей учебной работы. Студенты на первых неделях обучения учатся формулировать задачи личной и групповой деятельности, что отражает психологическую готовность к обучению.

Сопровождение обучения

Далеко не все студенты успешно адаптируются к вузу. Это обусловлено тем, что адаптационные способности каждого человека в большей степени зависят от психологических особенностей его личности. Эти способности предопределяют возможность осуществлять адекватную регуляцию функционального состояния организма в новых условиях жизнедеятельности. Чем более значительными будут адаптационные способности, тем более высокой будет вероятность нормальной работы организма и эффективных действий при росте интенсивности воздействия совокупности психогенных внешних факторов.

Любой вуз должен проводить сопровождение адаптации новых студентов на первом курсе. На первой неделе пребывания в учебном заведении необходимо проанализировать этот процесс. Адаптация студентов к новым условиям обучения происходит в 3 направлениях:

  • Сфера познания,
  • Психофизическое состояние,
  • Общение.

Для сопровождения важно учесть уровень общего интеллектуального развития каждого студента, критерии образного мышления, а также психические познавательные процессы, включая зрительную и вербальную память. Помимо этого, специалисты по сопровождению должны обратить внимание на параметры, которые характеризуют социально-психологическую комфортность первокурсников в образовательной среде. Эти показатели включают идентичность с социальным окружением, самооценку, профессиональную направленность, коммуникативный потенциал, потребность в безопасности.

Исследование адаптации студентов в вузе

Для того чтобы исследовать уровень адаптации первокурсников в вузе можно использовать различные методики. Чаще всего применяют:

  • Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (под авторством А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина),
  • «Социально-психологический опросник комфортности среды», разработанный А. А. Реаном.

Замеры по опросникам необходимо делать несколько раз — сначала при поступлении студента на учебу, а далее по истечении трехмесячного срока (в конце ноября). Таким образом, можно предпринять попытку осуществить плавный переход срочной адаптации в долговременную адаптацию с середины первого семестра на момент старта основной учебной деятельности первокурсников.

Как правило, большая часть студентов в ходе исследований показывает наличие достаточно четкого представления о своей будущей профессии. Можно наблюдать устойчивую профессиональную направленность и мотивацию к обучению. Тем не менее, многие студенты в начале обучения еще не способны идентифицировать себя с новой образовательной средой.

При осуществлении правильного сопровождения процесса адаптации к новым условиям обучения можно увидеть положительную динамику в развитии совокупности познавательных психических процессов. Если специалисты вуза будут принимать участие в адаптационных процессах, то психические процессы будут количественно увеличиваться, а качественное изменение претерпят показатели общего интеллектуального развития, образного мышления, вербальной и зрительной памяти и др.

Мероприятия, которые осуществляются в рамках психологического сопровождения процесса адаптации, способны изменить взаимосвязь характеристик социально-психологической комфортности среды и коммуникативного потенциала первокурсников. У них появляется связь профессиональной направленности, идентичности с социальной средой с самооценкой и степенью удовлетворения потребности в безопасности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot