Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическое сопровождение адаптации студентов к обучению в вузе

Все предметы / Психология / Психологическое сопровождение адаптации студентов к обучению в вузе
Определение 1

Сопровождение — это система профессиональной деятельности специалиста (преподавателя, психолога, куратора и др.), которая концентрируется на формировании социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития студентов в образовательной среде учебного заведения.

Особенности адаптации студентов к обучению

Студенты, поступающие на обучение в высшие учебные заведения, должны иметь представление не только о положительных, но и об отрицательных моментах предстоящей деятельности. Это помогает провести изначальную оценку своих сил, сделать выбор того направления деятельности, которое будет соответствовать интеллектуальным возможностям, знаниям и желаниям работать именно в определенной сфере. Все это позволит более успешно справиться со своими профессиональными обязанностями в будущем.

На начальной стадии обучения в вузе многие студенты не начинают идентифицировать себя со средой учебного заведения. Они могут столкнуться с проблемой несоответствия собственных качеств личности предъявляемым требованиям.

Вопрос адаптации к обучению и образовательной среде вуза предопределяет существенные изменения в деятельности человека. Этот процесс сопровождается трансформацией в его социальном окружении. По мнению ученых, личность — это своеобразный психологический инструмент для формирования и строительства в себе человека. Из этого следует, что личность выступает как психологическое средство, которое обеспечивает адаптационные процессы в течение всей жизни человека.

Адаптация студентов к образовательной среде учебного заведения формируется из адаптации отдельных систем в различное время. На самых ранних стадиях обучения первокурсников важно проводить психологическое сопровождение процесса адаптации к новым условиям обучения.

В первые недели учебы студенты должны ознакомиться с планом кафедры по адаптации. Адаптационные мероприятия могут осуществляться с помощью куратора. Так, первокурсники знакомятся с новым городом, новым местом жительства, осваивают физическое и социальное пространство учебного заведения, познают основу будущей профессиональной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Под руководством преподавателей новые студенты должны получать представление об изменении стереотипов учебной деятельности. Им важно овладеть первичными навыками и умениями, познакомиться со спецификой выбранной специальности, освоить умение постановки целей учебной работы. Студенты на первых неделях обучения учатся формулировать задачи личной и групповой деятельности, что отражает психологическую готовность к обучению.

Сопровождение обучения

Далеко не все студенты успешно адаптируются к вузу. Это обусловлено тем, что адаптационные способности каждого человека в большей степени зависят от психологических особенностей его личности. Эти способности предопределяют возможность осуществлять адекватную регуляцию функционального состояния организма в новых условиях жизнедеятельности. Чем более значительными будут адаптационные способности, тем более высокой будет вероятность нормальной работы организма и эффективных действий при росте интенсивности воздействия совокупности психогенных внешних факторов.

Любой вуз должен проводить сопровождение адаптации новых студентов на первом курсе. На первой неделе пребывания в учебном заведении необходимо проанализировать этот процесс. Адаптация студентов к новым условиям обучения происходит в 3 направлениях:

  • Сфера познания,
  • Психофизическое состояние,
  • Общение.

Для сопровождения важно учесть уровень общего интеллектуального развития каждого студента, критерии образного мышления, а также психические познавательные процессы, включая зрительную и вербальную память. Помимо этого, специалисты по сопровождению должны обратить внимание на параметры, которые характеризуют социально-психологическую комфортность первокурсников в образовательной среде. Эти показатели включают идентичность с социальным окружением, самооценку, профессиональную направленность, коммуникативный потенциал, потребность в безопасности.

Исследование адаптации студентов в вузе

Для того чтобы исследовать уровень адаптации первокурсников в вузе можно использовать различные методики. Чаще всего применяют:

  • Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (под авторством А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина),
  • «Социально-психологический опросник комфортности среды», разработанный А. А. Реаном.

Замеры по опросникам необходимо делать несколько раз — сначала при поступлении студента на учебу, а далее по истечении трехмесячного срока (в конце ноября). Таким образом, можно предпринять попытку осуществить плавный переход срочной адаптации в долговременную адаптацию с середины первого семестра на момент старта основной учебной деятельности первокурсников.

Как правило, большая часть студентов в ходе исследований показывает наличие достаточно четкого представления о своей будущей профессии. Можно наблюдать устойчивую профессиональную направленность и мотивацию к обучению. Тем не менее, многие студенты в начале обучения еще не способны идентифицировать себя с новой образовательной средой.

При осуществлении правильного сопровождения процесса адаптации к новым условиям обучения можно увидеть положительную динамику в развитии совокупности познавательных психических процессов. Если специалисты вуза будут принимать участие в адаптационных процессах, то психические процессы будут количественно увеличиваться, а качественное изменение претерпят показатели общего интеллектуального развития, образного мышления, вербальной и зрительной памяти и др.

Мероприятия, которые осуществляются в рамках психологического сопровождения процесса адаптации, способны изменить взаимосвязь характеристик социально-психологической комфортности среды и коммуникативного потенциала первокурсников. У них появляется связь профессиональной направленности, идентичности с социальной средой с самооценкой и степенью удовлетворения потребности в безопасности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис