Необходимость формирования познавательной культуры обучающихся
Познавательная культура – это способ развития познавательной деятельности учащихся и формирования основ их самостоятельного познания с соблюдением ценностей познавательной работы и ее норм.
Культура познания отражает искусство данной деятельности т.е. развитие познания, как искусства. Если познавательная деятельность становится искусством в руках учащегося, то он сможет достичь отличных результатов в освоении образовательной программы и не только.
Культура познания отражает высокий уровень развития познавательной сферы учащегося. Она отражает развитые навыки обучения и познавательную активность учащегося.
Таким образом, познавательная культура отражает:
- Владение способами познавательной деятельности;
- Представления о моделях познания;
- Совершенное владение методами познания и их активное использование на практике;
- Навыки использования своих знаний для решения нестандартных задач, ориентация в новых познавательных ситуациях;
- Творческую направленность обучения;
- Мотивацию к познанию, развитые познавательные интересы;
- Навыки анализа и синтеза информации, ее сравнения и обобщения;
- Навыки выдвижения гипотез и их доказывание;
- Креативное мышление, способствующее решению нестандартных задач и разрешающее различные проблемы.
Все это говорит о том, что познавательную культуру необходимо развивать у каждого учащегося, ведь она поможет не только овладеть образовательной программой на текущем этапе обучения, расширить свой кругозор, но и сформирует навыки учения в течение всей жизнедеятельности. Это поможет получить профессиональное образование, сменить профессию при необходимости, изучать и познавать окружающий мир в течение всей жизнедеятельности, расширяя свои познавательные возможности, совершенствуя профессиональные навыки, развивая новые, раскрывая свой природный потенциал.
Познавательная культура личности способствует:
- Конкурентоспособности профессионала на рынке труда.
- Успешному развитию личности в разных областях.
- Самореализации личности.
- Формированию собственной идеологии индивида.
- Полноценному существованию и развитию личности.
Условия развития познавательной культуры учащихся
Познавательная культура учащихся базируется на содержании образовательной программы. Оно определяет ведущую деятельность учащихся и ее ориентацию.
В основе развития познавательной культуры лежит продуктивная т.е. познавательная деятельность учащихся. Ее развитие опирается на следующие условия:
- Высокий уровень развития личностных качеств учащихся. Это требует построения оптимальной системы воспитания и проведения большого количества воспитательных мероприятий разной направленности.
- Формирование познавательной заинтересованности как фактора мотивации учащихся к разнородной деятельности. В основе развития познавательной деятельности лежит познавательная заинтересованность. Ее развитие требует организации учебного процесса на основе логической последовательности действий, использования технологии проблемного обучения, метода проектов и исследовательской работы.
- Последовательность развития мышления: первоначальное развитие навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения, развитие навыков ведения конструктивной беседы, выдвижение гипотез и разработка собственных идей – следующий этап развития познавательной сферы и в последнюю очередь следует ориентироваться на формирование сущностных характеристик процессов и явлений, осознанного отношения к собственному мышлению и его уровню развития.
- Совершенствование коммуникативных навыков и формирование культуры общения учащихся. Общение лежит в основе социального взаимодействия, а соответственно и в основе обучения. Она формирует навыки коллективного творчества, сотрудничества при групповой работе, мотивирует развитие конструктивных диалогов.
- Познавательная задача должна быть следствием целевого назначения познавательной деятельности.
- Познавательные задачи должны иметь четкую структуру, понятность для учащихся и доступность для их выполнения. Поэтому, задачи выбираются, исходя из возрастных особенностей развития конкретного коллектива учащихся и специфики индивидуальных познавательных возможностей и интересов.
- Целевое назначение познавательной деятельности, ее задачи должны активизировать интеллектуальную сторону личности, заставлять работать ум, включать память и развивать воображение. Иначе, познавательное развитие застопориться.
- Мотивация к познанию, как основа его развития. Без интереса учащихся к познанию, данный процесс теряет свою актуальность и эффективность. Обучение «из-под палки» не позволяет достичь должного эффекта в развитии познавательной культуры. Сформировать навыки самостоятельного познания невозможно, если учащийся не проявляет ни малейшего интереса к данному процессу.
- Развитие навыков познания т.е. необходимо научить учащихся решать познавательные задачи, познакомить их с алгоритмами решения, с механизмом познания, с методами и средствами познавательной работы и особенностями их использования в конкретных аспектах познания.
Принципы формирования познавательной культуры обучающихся
Развитие познавательной культуры обучающихся основывается на следующих принципах:
- Принцип свободного развития. Он означает, что образовательный процесс должен строится на основе предоставления учащимся возможностей свободного выражения своего мнения.
- Принцип экспериментальной деятельности. Он означает введение в образовательную практику исследовательской работы, экспериментирование методов деятельного познания.
- Принцип использования методов и ресурсов обучения, учитывающих этнокультурные и религиозные особенности развития обучающихся.
- Принцип направленности развития. Познавательное развитие должно иметь последовательную структуру и опираться на конечные результаты, которых необходимо достичь.
- Принцип дидактического обучения. Он означает опору на методы и принципы дидактики во всех областях познания.