Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование познавательной культуры обучающихся

Необходимость формирования познавательной культуры обучающихся

Определение 1

Познавательная культура – это способ развития познавательной деятельности учащихся и формирования основ их самостоятельного познания с соблюдением ценностей познавательной работы и ее норм.

Культура познания отражает искусство данной деятельности т.е. развитие познания, как искусства. Если познавательная деятельность становится искусством в руках учащегося, то он сможет достичь отличных результатов в освоении образовательной программы и не только.

Культура познания отражает высокий уровень развития познавательной сферы учащегося. Она отражает развитые навыки обучения и познавательную активность учащегося.

Таким образом, познавательная культура отражает:

  1. Владение способами познавательной деятельности;
  2. Представления о моделях познания;
  3. Совершенное владение методами познания и их активное использование на практике;
  4. Навыки использования своих знаний для решения нестандартных задач, ориентация в новых познавательных ситуациях;
  5. Творческую направленность обучения;
  6. Мотивацию к познанию, развитые познавательные интересы;
  7. Навыки анализа и синтеза информации, ее сравнения и обобщения;
  8. Навыки выдвижения гипотез и их доказывание;
  9. Креативное мышление, способствующее решению нестандартных задач и разрешающее различные проблемы.

Все это говорит о том, что познавательную культуру необходимо развивать у каждого учащегося, ведь она поможет не только овладеть образовательной программой на текущем этапе обучения, расширить свой кругозор, но и сформирует навыки учения в течение всей жизнедеятельности. Это поможет получить профессиональное образование, сменить профессию при необходимости, изучать и познавать окружающий мир в течение всей жизнедеятельности, расширяя свои познавательные возможности, совершенствуя профессиональные навыки, развивая новые, раскрывая свой природный потенциал.

«Формирование познавательной культуры обучающихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Познавательная культура личности способствует:

  1. Конкурентоспособности профессионала на рынке труда.
  2. Успешному развитию личности в разных областях.
  3. Самореализации личности.
  4. Формированию собственной идеологии индивида.
  5. Полноценному существованию и развитию личности.

Условия развития познавательной культуры учащихся

Познавательная культура учащихся базируется на содержании образовательной программы. Оно определяет ведущую деятельность учащихся и ее ориентацию.

В основе развития познавательной культуры лежит продуктивная т.е. познавательная деятельность учащихся. Ее развитие опирается на следующие условия:

  1. Высокий уровень развития личностных качеств учащихся. Это требует построения оптимальной системы воспитания и проведения большого количества воспитательных мероприятий разной направленности.
  2. Формирование познавательной заинтересованности как фактора мотивации учащихся к разнородной деятельности. В основе развития познавательной деятельности лежит познавательная заинтересованность. Ее развитие требует организации учебного процесса на основе логической последовательности действий, использования технологии проблемного обучения, метода проектов и исследовательской работы.
  3. Последовательность развития мышления: первоначальное развитие навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения, развитие навыков ведения конструктивной беседы, выдвижение гипотез и разработка собственных идей – следующий этап развития познавательной сферы и в последнюю очередь следует ориентироваться на формирование сущностных характеристик процессов и явлений, осознанного отношения к собственному мышлению и его уровню развития.
  4. Совершенствование коммуникативных навыков и формирование культуры общения учащихся. Общение лежит в основе социального взаимодействия, а соответственно и в основе обучения. Она формирует навыки коллективного творчества, сотрудничества при групповой работе, мотивирует развитие конструктивных диалогов.
  5. Познавательная задача должна быть следствием целевого назначения познавательной деятельности.
  6. Познавательные задачи должны иметь четкую структуру, понятность для учащихся и доступность для их выполнения. Поэтому, задачи выбираются, исходя из возрастных особенностей развития конкретного коллектива учащихся и специфики индивидуальных познавательных возможностей и интересов.
  7. Целевое назначение познавательной деятельности, ее задачи должны активизировать интеллектуальную сторону личности, заставлять работать ум, включать память и развивать воображение. Иначе, познавательное развитие застопориться.
  8. Мотивация к познанию, как основа его развития. Без интереса учащихся к познанию, данный процесс теряет свою актуальность и эффективность. Обучение «из-под палки» не позволяет достичь должного эффекта в развитии познавательной культуры. Сформировать навыки самостоятельного познания невозможно, если учащийся не проявляет ни малейшего интереса к данному процессу.
  9. Развитие навыков познания т.е. необходимо научить учащихся решать познавательные задачи, познакомить их с алгоритмами решения, с механизмом познания, с методами и средствами познавательной работы и особенностями их использования в конкретных аспектах познания.

Принципы формирования познавательной культуры обучающихся

Развитие познавательной культуры обучающихся основывается на следующих принципах:

  • Принцип свободного развития. Он означает, что образовательный процесс должен строится на основе предоставления учащимся возможностей свободного выражения своего мнения.
  • Принцип экспериментальной деятельности. Он означает введение в образовательную практику исследовательской работы, экспериментирование методов деятельного познания.
  • Принцип использования методов и ресурсов обучения, учитывающих этнокультурные и религиозные особенности развития обучающихся.
  • Принцип направленности развития. Познавательное развитие должно иметь последовательную структуру и опираться на конечные результаты, которых необходимо достичь.
  • Принцип дидактического обучения. Он означает опору на методы и принципы дидактики во всех областях познания.
Дата последнего обновления статьи: 16.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot