Целью воспитания в коррекционной школе выступает доразвитие, исправление психических и физических функций развития ребенка с особыми потребностями в процессе его общего образования, подготовки к жизни и труду, при реализации его социализации и адаптации к требованиям социума.
Коррекция, как правило, связана с развитием личности ребенка, направлена на исправление вторичных отклонений в процессе развития. Коррекционная составляющая в образовательном учреждении неразрывно связана с обучением и воспитанием.
Коррекционное воспитание, таким образом, представляет собой процесс всестороннего гармоничного развития обучающихся, основу которого составляет базовая культура личности ребёнка; создание особых условий в рамках образовательного учреждения для отдельной категории детей с целью их адаптации к социальной жизни, преодоления различных дефектов, недостатков в развитии.
Сущность коррекционного воспитания заключается в развитии, формировании психических функций ребенка, обогащении его практического опыта, формировании практических навыков при одновременном преодолении имеющихся у него нарушениях моторики, речи, поведения, сенсорных функций и пр. Реализация коррекционного воспитания направлена на предупреждение, коррекцию аномалий психического развития, предполагает сочетание лечебных и педагогических мероприятий, максимально полный учет специфики возрастных потребностей и специфики анормального развития ребенка.
Основными задачами воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях выступают следующие:
Следует отметить, что конкретные задачи и содержание воспитания в коррекционной школе варьируются, зависят от степени тяжести, характера аномалии в развитии личности ребенка. В наиболее сложных ситуациях, речь может идти об элементарном приспособлении ребенка к жизни в социуме.
Успешная реализация коррекционного воспитания возможна при соблюдении ряда условий, включая следующие:
Таким образом, воспитание в коррекционной школе выступает эффективным инструментом развития, приобщения ребенка с особыми потребностями к жизни социума.